* Жанр: RTS
* Мультиплеер: Интернет, локальная сеть
* Разработчик: EA Los Angeles
* Издатель: Electronic Arts
* Издатель в России: EA Russia
* Дата выхода: 28 октября 2008
* Официальный сайт игры: www.ea.com/redalert/main.jsp
* Минимальные требования: 2 ГГц, 1 Гб, 128 Мб видео
* Рекомендуемые требования: 3 ГГц, 1 Гб, 256 Мб видео Автор:
Георгий Курган
Преимущество Red Alert в том, что ключевые для других игр вещи здесь играют второстепенную роль. Каждая новая часть традиционно делается на базе очередного Command & Conquer, но, говоря откровенно, Westwood (а следом за ними и EA Los Angeles) смело могли махнуть рукой и на геймплей, и на общую механику. Ведь даже в этом случае Red Alert осталась бы единственной в мире игрой, в которой медведи в касках спускаются с небес на кумачовых парашютах.
Клюква 3.0
Разумеется, во время презентации авторы, наморщив лоб, говорили нам о двойственных функциях каждого юнита, о возросшей роли водных сражений, о тщательной работе над балансом. Мы, в свою очередь, честно пересказывали их слова на страницах журнала. Но все понимали, что на самом деле эта игра создавалась совсем для другой цели — сделать нам смешно. В лучших традициях серии, Red Alert 3 продолжает эксплуатировать самые гнусные стереотипы и потаенные страхи западных обывателей. Например, о том, что Россия — это страна зимы и коммунизма, которая рано или поздно обязательно нападет на весь остальной мир. Или что в Японии все помешаны на высоких технологиях, чайных церемониях, трансформерах и самураях. Тут есть японский генерал, который в разгар битвы появляется на вашем экране одетый в кимоно (!) и, хмуря брови, зачитывает монолог о чести и доблести истинного воина. Присутствует дева в пилотке и куртке из латекса, украшенной серпами и молотами, которая рассказывает, что сейчас вам предстоит защитить Санкт-Петербург от нападения крестьян с гигантскими бластерами. Есть, наконец, стая дрессированных дельфинов, которая рвет на куски вооруженный до зубов дредноут.
При этом Red Alert 3 не скатывается в откровенный трэш, оставаясь в рамках целомудренной пародии. И относиться к этому можно по-разному. С одной стороны, очень жаль, что динозавры, дрессированные кальмары и Юрий с проводами в голове навсегда остались в прошлом веке — планку идиотизма, установленную второй частью игры, новые разработчики взять не сумели (или не решились). С другой, EA Los Angeles умеют шутить по-своему. Когда — осторожно, спойлер! — знаменитые статуи на острове Пасхи внезапно раскрывают рты и оказываются оборонительными турелями, которые бьют молниями по вашим танкам, можно запросто проворонить всю армию, глядя на это зрелище и глупо хихикая.
RTS 1.0
Под описанный выше балаган подведена добротная стратегическая база из Command & Conquer 3: Tiberium Wars. Ни о каком переизобретении жанра речи не идет — выглядит и играется Red Alert 3 как самая обычная стратегия, механику которой придумали еще 16 лет назад, в Dune 2: The Building of a Dynasty. Сбор ресурсов, строительство базы, апгрейды и нарочитая неспешность происходящего — вот на чем строится местный геймплей. Как и в самой первой части, ваша задача — побыстрее возвести все необходимые постройки, наштамповать пару десятков самых мощных юнитов и растереть противника в мелкую труху. Вся прелесть в том, что разработчики не поленились освежить эту тяжеловесную концепцию парой свежих идей.
Полтора десятка Apocalypse-танков — это по-прежнему гарантированная смерть всему живому.
Во-первых, в игре три абсолютно разных стороны. И дело не в том, что у Советского Союза строения украшены куполами, а у Империи восходящего солнца пехота вооружена катанами. Разница именно в тактике. Советские войска выстроена под быструю экспансию: все апгрейды сводятся к строительству одной-единственной лаборатории, юнитов как таковых довольно мало, поэтому можно быстро сколотить мощную армию и идти в бой. Японцы же, наоборот, развиваются очень медленно, по нескольку раз улучшают каждое здание, зато у них есть очень шустрая техника, с помощью которой можно устраивать стремительные атаки. Кроме того, их здания появляются на свет в виде мобильных установок, которые могут разворачиваться где угодно. Наконец, американцы — самая сбалансированная и одновременно самая скучная нация: у них даже юнитов смешных нет, кроме разве что дельфины с ультразвуковой установкой на спине. Зато только у них есть авианосцы.
Кстати, о кораблях. Как и было обещано, вода в Red Alert 3 — не преграда, а полноценное поле битвы. Реализовано это максимально изящно: большую часть зданий (исключая разве что казармы для пехоты) можно строить прямо на воде, безо всяких ограничений. В свою очередь, у каждой из сторон есть несколько видов машин-амфибий, которые спокойно могут передвигаться как по воде, так и по суше. Да и обычные корабли могут вмешиваться в происходящее на земле: так, если сражение происходит вблизи береговой линии, очень здорово будет подогнать туда несколько дредноутов, оказав своим войскам солидную огневую поддержку.
Первая же миссия за японцев происходит в канун Нового года и называется The Death of Father Frost («Смерть Деда Мороза»).
Ну и, наконец, переходим к тяжелой артиллерии: у каждой из сторон в рукаве припрятано по пятнадцать козырных тузов — спецспособностей, каждая из которых вполне способна повлиять на исход боя. Открываются они за очки, которые начисляются сами собой, со временем. Ускорить процесс можно, если усиленно творить хаос и разрушение вокруг. Ну а сами способности — это просто нечто. Так, Советы умеют вытягивать вражескую технику на орбиту при помощи специального магнитного спутника (!), союзники замораживают врагов, а японцы вызывают эскадрилью камикадзе. Некоторые способности разрешено комбинировать друг с другом: если притянуть танк противника спутником, а потом устроить орбитальную бомбардировку, то первым делом во врага полетит… его же собственный танк! Выглядит очаровательно.
Три уникальных стороны, сражения на суше, на воде и в воздухе, спецспособности и, конечно, альтернативный режим у каждого юнита (помните об этом?) — все это порождает бесчисленное множество вариантов поведения на поле боя. При желании вы легко сможете подстроить игру под ваш собственный стиль.
При этом надо отдать должное — если в сюжетной кампании все эти возможности скорее развлекают, чем действительно интригуют, в мультиплеере все по-другому. Там и альтернативные режимы, и различия в балансе, и вообще все, что EA Los Angeles придумали для Red Alert 3, работает как надо (подробнее о многопользовательском балансе см. в прошлом номере «Игромании»). Мы, к сожалению, ничего не можем сказать о прелестях кооперативного прохождения, кроме того, что союзник предполагается в каждой миссии. За месяц до официального релиза нам пришлось играть с компьютерным помощником (кстати, вопреки обещаниям, мы не нашли между ними никаких отличий, кроме внешности). Но давайте будем честны перед собой и друг другом — все это затевалось вовсе не для того, чтобы вы вдумчиво изучали баланс или кооператив. Все это бла-бла-бла про спецспособности — просто оправдание для скриншотов с советскими танками, которые давят Статую Свободы.
Даже пехотная поножовщина на пляже тут смотрится очень эффектно.
Уничтожение Статуи Свободы — самая предсказуемая, но самая зрелищная часть советской кампании.
* * *
Все, казалось бы, случилось именно так, как и должно было быть: Red Alert 3 оказался смешной, но при этом довольно вдумчивой классической RTS. Возрождение великой серии безусловно можно считать успешным — фанаты старой закалки смущенно смахивают слезы ностальгии, а те, кто не застал игровых клубов 90-х годов, восхищенно хлопают глазами и радостно тычут пальцем в монитор.
Всеобщему счастью мешает только одно обстоятельство: на протяжении всей игры не покидает ощущение, что все эти шутки и уморительные клише долго и сосредоточенно выдумывали за круглым столом. Когда Westwood делали оригинальную дилогию, они искренне валяли дурака, а EA морщат лбы и пытаются с линейкой и транспортиром просчитать чужую безалаберность. Игре отчаянно недостает легкости, расслабленности и смелых решений — то есть как раз всего того, за что мы могли бы поставить ей оценку повыше. Это отличная стратегия, мы с чистой совестью выводим ей 8,5 баллов, но на самом деле немного грустим. Потому что понимаем, что Red Alert с кальмарами и динозаврами нам не видать уже никогда.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — да
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 100%
Геймплей: 8
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 8
Дождались? Умная, разнообразная, но поразительно просчитанная стратегия, в которой автоматчики в шапках-ушанках сходятся в смертном бою с киберсамураями.
Рейтинг «Мании»: 8,5
«Отлично»