Четверг, 28.03.2024, 23:49
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Вторая мировая война » Бронетехника СССР » Средний бронеавтомобиль БА-10.
Средний бронеавтомобиль БА-10.
-Panzer-Дата: Вторник, 14.10.2008, 10:35 | Сообщение # 1
Пользователь
Сообщений: 180
Откуда: Ангарск
Репутация: « 8 »
Награды: 0
Статус: :-(
За 100 Постов









История создания.
Средний бронеавтомобиль БА-10 был разработан и изготовлен на Ижорском заводе под руководством А.Д.Кузьмина в 1938 году. Новая машина представляла собой дальнейшее развитие линии бронеавтомобилей БА-3, БА-6, БА-9 и являлась наиболее совершенным образцом. БА-10 был принят на вооружение Красной Армии и состоял в серийном производстве с 1938 по август 1941 года.

Серийное производство нового бронеавтомобиля началось во второй половине 1937 года. Планом работ предусматривалось изготовление в 60 бронемашин БА-10, однако сделать этого не удалось. В докладе о выполнении заказа АБТУ промышленностью, датированном 1 октября 1937 года, по этому поводу говорилось следующее: “По Ижорскому заводу. Задание за 9 месяцев выполнено на 45,5%, что составляет 37,5% годового плана. Весь недодел падает на новые образцы машин БА-9, БА-10 и ПБ-7 и является следствием недостаточного внимания Ижорского завода к производству бронеавтомобилей. Несмотря на задел броневых деталей по БА-10 на 60 корпусов на 1 октября собрано только 8 корпусов и 3 башни. Эталонный образец БА-10 еще не предъявлен приемке”.

Основной причиной задержки серийного выпуска БА-10 являлось внесение большого количества мелких изменений в конструкцию броневика и разработка технологической документации для его производства. В результате этого изготовление новой бронемашины началось только в январе 1938 года, но уже под обозначением БА-10А. При этом годовой план предусматривал изготовление 900 броневых автомобилей.

Производство бронемашин на Ижорском заводе к этому времени было сосредоточено главным образом в двух цехах: №7 и №8. Цех №8 осуществлял закалку и штамповку бронелистов и изготовление бронекорпусов с башнями, а цех №7 являлся сборочным – здесь вносились изменения в шасси ГАЗ-ААА (являвшихся базой для БА-10) и велась окончательная сборка бронеавтомобилей.

Серийные БА-10А начали выходить из ворот Ижорского завода с начала 1938 года: 12 машин в январе, 14 в феврале, 22 в марте. В марте 1938 года один серийный броневик БА-10А направили на НИБТ полигон для испытаний, в ходе которых машина прошла около 6000 км. В ходе этих пробегов выяснилось:
“1. Передняя ось, усиленная накладками, слаба.
2. Нормальный демультипликатор является слабым агрегатом в трансмиссии бронеавтомобиля.
3. Резина ГК при движении броневика выходит из строя в зимних условиях через 1000-1100 км.
4. Бензобаки размещены так, что они мешают свободно сообщаться с боевым отделением водителю и такое размещение не дает гарантии и случае пожара внутри машины от взрыва. Необходимо бензобаки из машины удалить, размещая на задних грязевых крыльях или сзади бронеавтомобиля, защищая бак броней от пулевых попаданий.
5. Обзорность через смотровые щели низка. При пользовании ими в течение 5-10 минут при скорости 25-30 км/ч сильно утомляется зрение.
6. Запоры дверец необходимо сделать более удобными.
7. Высота отделения управления позволяет свободно размещаться только водителю и радисту среднего роста до 170 см. у водителей выше среднего роста порядка 175 см голова при прямой посадке на сиденье подходит почти к самому потолку. Поэтому возможны ушибы головы при тряске бронеавтомобиля.
8. Сиденья водителя и радиста жестки и не дают возможности правильной и удобной посадки. У водителей после длительных пробегов появляются боль в ягодичной области и задних поверхностях бедер.
9. Из пулемета курсового вести огонь во время движения невозможно из-за малого расстояния между спинкой бензобака и плечевым упором пулемета (150 мм). Кроме того, пулемет в значительной степени мешает радисту.
10. Расположение экипажа в башне неудобно, особенно для командира машины.
11. Температура внутри в походном положении поднимается максимально на 22 градуса выше температуры наружного воздуха на месте водителя и на 11 в башне. В боевом положении (с закрытыми люками) поднимается на 30 и 18 градусов соответственно.
12. Концентрация окиси углерода при стрельбе очень высока, поэтому надо решать вопрос с соответствующими вентиляционными установками”.

Между тем, выпуск БА-10А на Ижорском заводе все возрастал: если в мае было сдано 22 машины, то в июне уже 43 и еще 40 в июле. Но даже такие темпы не обеспечивали выполнение годового задания на 900 БА-10А, о чем и докладывал военпред Ижорского завода в АБТУ: “Темп выпуска бронемашин идет недостаточно несмотря на систематические “штурмы” в июне и июле. Для выполнения годовой программы по бронеавтомобилям за оставшиеся 5 месяцев необходимо сдать 736 шт., т.е. 140 машин в месяц. Существующий темп необходимо увеличить в три раза. Причины невыполнения программы в отсутствии четко разработанного техпроцесса, путаница с чертежами на закладочных участках, отсутствие плановой подачи деталей на участки, отсутствие квалифицированных рабочих кадров, малая квалификация работников”.

Тем не менее, за 1938 год Ижорский завод смог дать Красной Армии 489 БА-10А – больше средних бронемашин, чем за любой предыдущий год.

Учитывая опыт эксплуатации и боевого применения БА-10А в боях на Халхин-Голе, КБ Ижорского завода в конце 1939 года спроектировало новый вариант броневика, получивший обозначение БА-10М. Прежде всего, машина получила бензобаки новой конструкции емкостью 54,5 л каждый, установленные на крыльях задних колес в бронированных кожухах. Бензопроводы проложили под днищем машины и также прикрыли броневыми планками. Все это позволило снизить пожароопасность броневика и обеспечить защиту экипажа от горящего бензина при пробитии бензобаков в бою.

Кроме того, на модернизированном бронеавтомобиле ввели броневую защиту пулеметной установки в лобовом листе корпуса, новый поворотный механизм башни, изменили расположение глушителя, установили стандартный ящик для запасных радиоламп и новый ящик ЗИП ТОПа и ПТ-1, лом убрали внутрь корпуса, инструментальный ящик разместили под полом, установили сумку для ручных гранат, уменьшили высоту спинок сидений в башне и, соответственно, изменили крепление аптечки и ракетницы. При этом масса машины возросла до 5,5 г, но динамические качества практически не изменились.

Выпуск БА-10М начался в декабре 1939 года, а производство БА-10А к этому времени прекратили. 3 февраля 1940 года АБТУ РККА утвердило технические условия на изготовление и приемку бронеавтомобилей БА-10М: “Один корпус и одна башня из 200 единиц подвергаются контрольному обстрелу. Собранная машина подвергается пробеговым испытанием на дистанцию до 50 км со скоростью не более 35 км ч.

Машина окрашивается снаружи в защитный цвет. Внутри машины:
а) Входные двери, подкосы, кронштейны, сиденья в башне, люк лаза в башне окрашиваются в защитный цвет;
б) Моторное отделение внутри окрашивается в защитный цвет;
в) Ручки, колодки задвижек, основания приборов и проч. окрашиваются черным лаком;
г) Пол снизу грунтуется и окрашивается в черный цвет;
д) Внутренние стенки корпуса и башни окрашиваются в белый цвет”.

В 1940 году в КБ Ижорского завода изготовили бронеавтомобиль БА-10Ц с бронекорпусом из цементованной брони. Никаких внешних отличий от БА-10М эта машина не имела. Однако в связи с трудностями, возникшими при изготовлении бронекорпуса, эта работа осталась экспериментальной.

В течение 1940 года производство бронеавтомобилей на Ижорском заводе шло более высокими темпами, чем в предыдущие годы. Так, военпред АБТУ сообщал в своем письме от 21 июня: “По состоянию заделов цех №7 имеет все возможности выполнить программу 2-го квартала, так как на 20 июня заложено 100 корпусов и 96 башен, сварено 77 корпусов и 81 башня. В сборке 64 машины, принято обкаткой военной приемкой 35 машин, из них 28 с рацией. Реальная сдача в июне – 75-80 машин БА-10. Трудности с несвоевременной обеспеченностью верхними погонами и проводами для монтажа рации.” Всего за 1940 год было изготовлено 987 БА-10М. (из них 410 радийных) при годовом плане в 975 машин.

В августе 1941 года, в связи с приближением немецких войск к Колпино, где располагался Ижорский завод, производство броневиков перевели на завод №189 в Ленинграде. 10 сентября приемка бронеавтомобилей на Ижорском заводе была прекращена, так как к этому времени Ленинград оказался в кольце блокады. Всего, начиная с 1 июля по 10 сентября 1941 года, было изготовлено 331 бронемашин БА-10М (из них 56 с радиостанцией). После этого бронеавтомобили изготавливали для нужд Ленинградского фронта и в сводки автобронетанкового управления цифра выпущенных машин не попадала.

Но пока на заводе имелся задел бронекорпусов, шасси и вооружения, цеха Ижорского завода, размещенные на площадях завода №189 давали фронту бронемашины. Правда, из-за блокады уже к этому времени сказывался недостаток различных материалов, поэтому выпуск БА-10М был очень неравномерным по времени. Например, по данным штаба Ленинградского фронта отгрузка бронеавтомобилей в сентябре с завода №189 шла следующим образом:
“11 сентября – 3 БА-10М линейных №№418154, 418151, 418146 – отправлены в резервную роту Ленинградского фронта своим ходом;
13 сентября – 2 БА-10М линейных №№… – Военно-хозяйственному морскому училищу;
15 сентября – 4 БА-10М линейных №№… – в резерв командующего Ленинградским фронтом;
20 сентября – 10 БА-10М линейных №№41907, 41908, 41916, 41909, 41915, 41921, 41912, 41911, 41922, 41919 – в резерв командующего Ленинградским фронтом”.

Всего до конца сентября завод №189 изготовил 51 БА-10М (все линейные, так как радиостанций не было), и еще 27 сумели собрать за октябрь (из них 7 радийных).

К 13 октября на заводе №189 кончились используемые для бронировки шасси ГАЗ-ААА, хотя небольшой задел по корпусам еще имелся. Выход был найден в использовании двухосных грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5. В кратчайшие сроки на них смонтировали бронекорпуса БА-10М и 23 октября 1941 года первые три машины на двухосных шасси передали в войска.

Последние три БА-10М на двухосных шасси были собраны в ноябре 1941 года, после чего выпуск бронемашин в Ленинграде был прекращен. Всего в период с 1938 года по 1941 изготовили по одним данным 3311 бронеавтомобиль БА-10А и БА-10М, по другим – 3392.

Кроме обычных БА-10, в 1939-1941 годах было изготовлено около 20 железнодорожных вариантов броневика, получивших обозначение БА-10ЖД. Они оборудовались домкратом для установки железнодорожных скатов на переднюю и заднюю ось. Масса БА-10ЖД составляла 5,78 т, скорость по железнодорожному полотну – до 90 км/ч.

Описание конструкции.
Базой для бронемашины БА-10 послужило шасси трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА с укороченной рамой. 200 мм вырезали из ее средней части и еще на 400 мм сократили заднюю часть. Бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Экипаж БА-10 состоял из 4 человек: командира, водителя, наводчика и пулеметчика.

Полностью закрытый клепано-сварной корпус бронемашины изготавливался из листов катаной стали различной толщины, которые повсюду устанавливались с рациональными углами наклона, что повышало пулестойкость бронировки и соответственно, степень защищенности экипажа. Для изготовления крыши использовались 6-мм, днища – 4-мм бронелисты. Бортовая бронировка корпуса имела толщину 8–9 мм, тогда как лобовые детали корпуса и башни выполнялись из листов брони толщиной 10 мм. Топливные баки были защищены дополнительными бронелистами.

Для посадки экипажа в машину в бортах средней части корпуса имелись прямоугольные двери с небольшими окнами, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей были использованы внутренние петли вместо наружных, что избавило внешнюю поверхность корпуса от излишних мелких деталей.

Слева в отделении управления расположенном за моторным отсеком, находилось сиденье водителя, справа – стрелка, обслуживавшего 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в скошенном лобовом листе корпуса. Обзор водителю обеспечивало лобовое окно, оборудованное откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, и небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции в двери левого борта. Такое же окно имелось и в правой двери со стороны пулеметчика.

Позади отделения управления находилось боевое отделение, крыша которого, являвшаяся подбашенным листом, была расположена ниже крыши кабины водителя. За счет ступенчатой формы крыши корпуса конструкторам удалось снизить общую высоту бронемашины. Над боевым отделением была смонтирована сварная коническая башня кругового вращения с большим полукруглым люком, крышка которого откидывалась вперед. Через люк можно было вести наблюдение за местностью, а также попасть в машину или покинуть ее. Кроме того, обзор в боевой обстановке обеспечивали смотровые щели, предусмотренные в бортах башни.

В качестве основного вооружения в двухместной башне в цилиндрической маске были установлены 45-мм пушка 20К образца 1934 года и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ образца 1929 года. Наведение вооружения на цель в вертикальной плоскости осуществлялось в секторе от -2° до +20°. В состав возимого боекомплекта входили 49 артвыстрелов и 2079 патронов к двум пулеметам ДТ. Круговое вращение башни обеспечивал механизм поворота с ручным приводом. Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика и командира бронемашины имелись телескопический прицел ТОП образца 1930 года и перископический панорамный прицел ПТ-1 образца 1932 года.

В моторном отсеке, расположенном в передней части бронемашины, был установлен четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 с рабочим объемом 3280 см3, развивавший мощность 36,7 кВт (50 л.с.) при 2200 об/мин, что позволяло 5,12-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 53 км/ч. При полной заправке топливом запас хода машины составлял 260–305 км в зависимости от состояния дороги. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач (4+1), демультипликатор, карданная передача, главная передача, механические тормоза. Тормоза с передних колес были сняты и введен центральный тормоз в трансмиссии.

Доступ к двигателю с целью технического обслуживания и ремонта обеспечивали откидная крышка бронекапота, крепившаяся с помощью шарнирных петель к неподвижной части крыши моторного отсека, и эксплуатационные люки в его боковых стенках. Установленный перед двигателем радиатор был защищен V-образным в поперечном сечении бронелистом толщиной 10 мм, в котором имелись два люка с подвижными створками, регулировавшими приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю. Улучшению вентиляции и охлаждения моторного отсека способствовали щелевые жалюзи в бортах моторного отсека.

В трехосной неполноприводной (6x4) ходовой части с усиленной гидравлическими амортизаторами балкой передней оси и подвеской задних на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса с шинами ГК размером 6,50-20. На передней оси устанавливались односкатные колеса, на ведущих задних – двухскатные. Запасные колеса крепились к бортам корпуса в нижней задней части моторного отсека и свободно вращались на своих осях. Они не давали бронеавтомобилю сесть на днище и облегчали преодоление окопов, рвов и насыпей. БА-10 легко преодолевал подъемы крутизной 24° и броды глубиной до 0,6 м. Для повышения проходимости на задние скаты могли надеваться легкие металлические гусеницы типа “Оверолл”. Передние колеса прикрывали крылья обтекаемой формы, задние – широкие и плоские – образовывали над колесами своеобразные полки, на которых крепились металлические ящики с запасными частями, инструментами и другим штатным снаряжением.

Спереди, по обе стороны от передней стенки моторного отсека на коротких кронштейнах крепились две фары в обтекаемых бронекожухах, обеспечивавшие движение в темное время суток.

Часть машин оснащалась радиостанцией 71-ТК-1 “Шакал” со штыревой антенной, для переговоров членов экипажа внутри машины имелось переговорное устройство ТПУ-3. Все электрооборудование бронеавтомобиля БА-10 было экранировано, что обеспечивало надежную и более стабильную работу средств связи.

Боевое применение.
Боевое крещение БА-10 и БА-10М состоялось в1939 году во время вооруженного конфликта у реки Халхин-Гол (май-сентябрь 1939 года). Наряду с танками бронеавтомобили БА-10 сыграли свою немаловажную роль в разгроме японских войск. Они составляли основную часть парка броневиков 7, 8 и 9 и мотобронебригад.

Первое столкновение на реке Халхин-Гол с участием средних бронемашин произошло 20 мая, когда стрелково-пулеметный батальон при поддержке 35 БА-6 и БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады атаковал перешедший границу маньчжурский кавалерийский отряд. В ходе боя пехота отстала, и бронемашины действовали самостоятельно, выбили маньчжурскую кавалерию с песчаных сопок и преследовали до границы, при этом разгромив штаб кавалерийского полка. Успешному применению бронемашин способствовал степной рельеф местности.

В итоговых документах советского командования отмечалось, что наибольшие потери броневики несли от противотанковой артиллерии и “бутылочников” (японских солдат, вооруженных бутылками с бензином) – 90%. От бутылок с бензином и попадания снарядов противотанковых орудий почти все броневики горят и после этого восстановлению не подлежат. Также отмечалось следующие: “В остальном машины показали себя замечательно… Броня среднего броневика БА-6 пробивается бронебойной пулей 13,2-мм пулемета. Броня среднего броневика БА-10 (новейшего) крупнокалиберным пулеметом не пробивается и является вполне надежной защитой экипажа на поле боя. БА-10 – лучший из броневиков, но мотор слаб, при толчках лопаются кронштейны рессор”.

Позднее бронемашины БА-10 принимали участие в польском походе. Всего, по неполным данным, в ходе боевых действий в Польше с 17 сентября по 10 октября 1939 года было потеряно 10 бронемашин БА-10. В целом в этой кампании средние бронемашины показали себя хорошо как средство разведки, однако в документах отмечалась низкая проходимость по грязным проселочным дорогам.

После польского похода, в котором средние бронемашины показали себя хорошо, их ждало более суровое испытание – советско-финская война. В общих выводах по эксплуатации и боевому применению средних броневиков в ходе боевых действий говорилось следующее: “У бронеавтомобилей оказались очень уязвимыми колеса, резина которых разрушалась от взрывов легких мин и гранат, проходимость и маневренность машин в условиях финляндского театра военных действий и зимы оказалась недостаточной. Броневики имеют тонкую броню, легко пробиваемую противотанковыми орудиями”.

В 1940 году некоторое количество бронеавтомобилей БА-10 было захвачено финнами и в дальнейшем они активно использовались в финской армии. 36,7-киловаттные двигатели БА-10 финны заменили 62,5-киловаттными (85 л.с.) восьмицилиндровыми V-образными моторами “Форд” V8. В 1942 году командование шведской армии обратилось к финнам с просьбой о продаже нескольких трофейных советских пушечных бронемашин для использования их в качестве учебных. 26 октября был подписан контракт на поставку трех корпусов БА-10 по цене 5000 крон за каждый. Фактически шведы получили только бронекорпуса с башней – двигатели, трансмиссии, вооружение и колеса отсутствовали. Однако шведы довели эти машины до ходового состояния и под обозначением Pansarbil m/31F они поступили на оснащение пехотной школы в Розерсберге. Здесь эти броневики эксплуатировались в качестве учебных до конца 1950-х годов.

Также известно, что, начиная с 1940 года, в Монгольскую Народную Республику стали поставляться бронемашины БА-10, но цифр общих поставок советской бронетехники пока обнаружить не удалось, но можно предположить, что до 1945 года монгольская армия получила не менее 100 БА-6 и БА-10. Во время боевых действий против Квантунской армии в составе смешанной советско-монгольской конно-механизированной группы действовала 1-я бронебригада Монгольской Народно-Революционной Армии, имевшая в своем составе 58 средних бронемашин советского производства. Судя по боевому составу, ее организация соответствовала штату советских мотоброневых бригад. Броневики БА-6 и БА-10 состояли на вооружении Монгольской Народной Республики до середины 1950-х годов.

Точное количество средних бронеавтомобилей, имевшихся в частях Красной Армии к 22 июня 1941 года установить практически невозможно. Единственный документ, которым можно руководствоваться – сведения о наличии бронетехники в РККА на 1 июня 1941 года. Согласно ему, к 1 июня 1941 года в Красной Армии имелось 3345 средних бронеавтомобилей, из них 92% были вооружены 45-мм пушками, а БА-10 составляли 80% всего парка. В составе механизированных корпусов большую часть средних броневиков составляли именно БА-10, хотя встречались и машины других типов.

Во время Великой Отечественной войны бронемашины БА-10 использовались в войсках до 1944 года, а в некоторых подразделениях вплоть до конца воины. Они хорошо зарекомендовали себя как средство разведки и боевого охранения, а при грамотном применении успешно боролись и с танками противника.

Части Вермахта в ходе первых же боев на территории СССР захватили большое количество средних бронемашин советского производства, причем многие из них были в полной исправности. Однако сказать, сколько средних бронемашин использовалось Вермахтом и частями СС очень сложно, так как никакой статистики на эту тему нет. Известно только, что захваченные и восстановленные машины под обозначением Panzerspähwagen BA 203®, поступили на вооружение некоторых пехотные частей сил полиции и учебных подразделений.

Тактико-технические характеристики БА-10:
боевая масса: 5,12 т;
экипаж: 4 чел.;
длина: 4,65 м;
ширина: 2,07 м;
высота: 2,21 м;
клиренс: 0,24 м;
бронирование: 10 мм;
вооружение: 1 x 45-мм пушка 20К, 2x 7,62-мм пулемета ДТ;
боекомплект: 49 снарядов, 2079 патронов;
двигатель: ГАЗ-М1, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения;
рабочий объем: 3280 см3;
мощность двигателя: 50 л.с.;
максимальная скорость: 53 км/ч;
запас хода: 260-305 км.


 
Форум » Вторая мировая война » Бронетехника СССР » Средний бронеавтомобиль БА-10.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: