Суббота, 20.04.2024, 15:30
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Вторая мировая война » Бронетехника Германии » Panzerjager I
Panzerjager I
-Panzer-Дата: Воскресенье, 23.11.2008, 11:35 | Сообщение # 1
Пользователь
Сообщений: 180
Откуда: Ангарск
Репутация: « 8 »
Награды: 0
Статус: :-(
За 100 Постов
Самоходная артиллерийская установка Panzerjager I
























История создания и описание конструкции.
Быстрое развитие бронетехники в 30-х годах XX века заставило армии многих государств обзавестись противотанковой артиллерией. Первоначально это были пушки калибра 20-40 мм. Для того времени таких пушек было достаточно, чтобы бороться с бронетехникой, имевшей противопульную броню. Но возникла проблема. Буксируемые противотанковые пушки не могли успеть за танками. В результате, спасение танков от пушек противника было не в броне, а в моторах и гусеницах. Даже моторизация частей противотанковой артиллерии проблему до конца не решила, поскольку пушки оставались прикованными к дорогам.

В середине 30-х годов в некоторых европейских государствах начались работы над самоходными противотанковыми пушками, которые вскоре получили известность как истребители танков. Пушки калибра 20-40 мм имели небольшие размеры и массу. Поэтому их можно было без труда установить на танкетках и легких танках.

В Великобритании фирма “Ruston Hornsby” разработала проект и построила прототип самоходного истребителя танков на базе легкого танка Mk.VI. Серийный Mk.VI T1667 получил открытую башню, в которой находилась 2-фунтовая противотанковая пушка калибра 40 мм. Прототип испытывали в 9-м уланском полку в Тидуорте и на полигоне в Лалуорте. Машина оказалась несколько перегруженной, но обладала достаточной проходимостью. В серию истребитель танков не пошел.

В Италии первый прототип самоходного истребителя танков был создан на базе танкетки L3 (CV33). В передней части корпуса установили противотанковую пушку 47/32. Серийно машина не выпускалась, вместо нее в серию пошло самоходное орудие Semovente da 47/32 на базе танка L6.

В Польше на шасси танкетки TK установили пушку Pocisk wz.25 калибра 47 мм. Так появился прототип польского истребителя танков TKD. Уже в ходе начальных работ над первыми польскими танкетками начались эксперименты по созданию самоходных истребителей танков. В апреле 1932 года инженер Ян Лопушевский из КБ Танковых войск Армейского Инженерно-Исследовательского института разработал проект танкетки, вооруженной 47-мм пушкой. Серийную машину TK следовало незначительно изменить, усилив подвеску и установив более широкие гусеницы. Машина имела открытое боевое отделение. Пушка помещалась в передней части корпуса и имела бронещиток.

Прототип закончили в мае 1932 года, а в июне на полигоне в Зеленке провели опытные стрельбы. Всего построили четыре прототипа, названных TKD (TK z dzialkiem – TK с пушкой). Осенью сформировали опытный взвод противотанковой артиллерии, который участвовал в маневрах на полигоне в Бедруске. Летом 1934 года все четыре TKD определили в резерв одной из кавалерийских бригад. Дальнейшие полевые испытания продолжались до 1935 года. На одном из TKD установили 37-мм пушку Puteaux, вероятно снятую с какого-то бронеавтомобиля Peugeot. Результаты испытаний TKD были признаны неудовлетворительными, поэтому в серию машины не пошли.

В феврале 1936 года КБ Танковых войск Армейского Инженерно-Исследовательского института приступило к созданию самоходного истребителя танков на базе шасси танкетки TKS. В качестве вооружения машины выбрали 37-мм пушку Bofors wz.36. Главными конструкторами были инженеры Ян Лопушевский и Хенрик Липко. Машину – обозначенную TKS-D – можно было использовать в качестве самоходного истребителя танков или в качестве буксира пушки. В первом случае с лафета пушки снимали колеса и раздвижные станины и установили орудие в боевом отделении. Кроме того, был создан прицеп для перевозки расчеты и боекомплекта в 80 выстрелов.

Два прототипа TKS-D участвовали в составе 10-й моторизованной кавалерийской бригады в оккупации Запользя в 1938 году, а также в боях сентября 1939 года.

В Чехословакии разработали два прототипа самоходных истребителей танков. Первый был создан по той же схеме, что и польский TKS-D, то есть представлял собой комбинацию тягача и пушки. Второй соответствовал TKD, то есть представлял собой танкетку, вооруженную пушкой. Он назывался Skoda MU-6 и был создан на базе танкетки MU-4 или Skoda S-1. Машину вооружили универсальной пушкой Skoda Z1 калибра 40 мм. Дополнительное вооружение состояло из пулемета ZB-26 калибра 7,92 мм, установленный в передней части корпуса. Однако чехословацкая армия не заинтересовалась машиной, и в конце 1934 года прототип отправили на слом.

Конкурентная конструкция получила название LKMVP (Lehky Kanonovy Motorovy Vuz Pasovy) и была создана по заказу армии в 1936 году. Свои прототипы представили заводы “CKD” и “Skoda”. О машине, созданной пражской фирмой “CKD”, известно только то, что она получила регистрационный номер “14124”. Масса 7100 кг, толщина брони до 12 мм, карбюраторный двигатель Praha TN мощностью 92 л.с. Экипаж 2 человека, расчет пушки 4 человека. Машина имела хорошие ходовые качества, преодолевая рвы шириной 180 см и стены до 80 см. Максимальная скорость 52 км/ч.

“Skoda” закончила свой прототип лишь 9 мая 1938 года. Пушка перевозилась на специальной платформе в задней части машины. В исключительных случаях можно было вести огонь прямо с платформы. Кроме того, на машине размещались два человека экипажа, три номера орудийного расчета и боекомплект 90 выстрелов. Истребитель танков проводился в движение американским карбюраторным двигателем Domark мощностью 76 л.с. В мае 1939 года машина получила обозначение KH, а в сентябре 1940 года прототип продали Waffen-SS. В ноябре KH прошел капитальный ремонт в Пльзене и был направлен в таковую школу Waffen-SS в Эльвагене.

Оба истребителя танков вооружались 37-мм пушкой Skoda vz.37M PUV.

Самоходные истребители танков создавались и в Германии. Первым таким образцом стал 3,7-cm TaK auf WD Schlepper 26PS. Пушку установили на тягач Hanomag WD, оснащенный 25-сильным двигателем Hanomag WD. Эта машина не предназначалась для участия в боевых действиях, поэтому бронирования не получила. Вооружение состояли из пушки Rheinmetall Tankabwehrkanone 3,7-cm L/45. Пушка имели горизонтальный сектор обстрела 30 градусов в обе стороны и угол склонения/возвышения -5…+15. Единственную защиту представлял щиток пушки, которая частично прикрывала экипаж из двух человек. Прототип прошел все испытания в 1929 года на полигоне “Кама” под Казанью в СССР.

Следующий самоходный истребитель танков появился лишь в 1940 году. Бои польской кампании показали, что немецкие части не располагают эффективными противотанковыми средствами, так как даже немногочисленные и устаревшие польские танки наносили немецкой пехоте тяжелые потери. Стоит заметить, что в сентябре 1939 года немецкие пехотные дивизии были насыщены противотанковой артиллерией лучше, чем дивизии любой другой армии мира. Но пушки, обычно оказывались где угодно, но не там, где танки противника.

Также, уже ни для кого не было секретом, что один из самых массово используемых в Польской кампании немцами танков Рz.Крfw.I - является безнадежно устаревшей машиной. Еще бои в Испании в полной мере показали жалкие боевые возможности этого танка. Первые же танковые сражения Второй Мировой только констатировали эти факты - Рz.Kpfw.I оказался очень слабым противником для польских, французских и английских танков с пушечным вооружением. Перед командованием немецкой армии и Управлением вооружений встал вопрос: что делать с такой массой танков, по своим характеристикам больше напоминающих "тяжелые танкетки"? Частично проблему решили, переоборудовав ряд Pz.Kpfw.I в специализированные машины тыловых и технических служб (разного рода ремонтно-эвакуационные и инженерные машины, бронетранспортеры, тягачи). Несколько сотен "единичек" были переоборудованы в командирские танки, некоторые продолжали службу в учебных подразделениях, но по-прежнему не у дел оставались сотни машин. Немцы не привыкли разбрасываться материальными ресурсами (пускай даже устаревшими) - и выход был найден.

Оптимальным вариантом использования серийного "танка-первенца" посчитали создание на базе его шасси легких самоходно-артиллерийских установок (САУ), в которых как раз и нуждалась немецкая армия на тот момент. В этом направлении работали ведущие инженеры-конструкторы берлинской фирмы “Аlkett”, которая в середине 1939 года была выделена как генеральный разработчик САУ Вермахта. В августе фирма подготовила эскизные проекты трех легких САУ на шасси Рz.Kpfw.I Ausf.A. На несколько видоизмененном корпусе с частично срезанной подбашенной коробкой предполагалось установить за легким щитовым прикрытием 37-мм противотанковую пушку РаК-35/36, 20-мм зенитную пушку FlaK 30 или 75-мм легкое пехотное орудие Le.I.G.18.

Деревянные макеты этих машин были представлены на обсуждение "танковой комиссии" Рейхсминистерства вооружения. В первоначальном виде одобрение получил только проект зенитной САУ, реализацию которого отложили на 1940 год. Вариант 75-мм самоходного орудия поддержан не был, поскольку фирма "Daimler-Benz" уже осваивала в производстве штурмовое орудие StuG III, а 37-мм противотанковую пушку серийно устанавливали на шасси однотонного среднего бронетранспортера Sd.Kfz.251. Кроме того, возникла еще одна не менее важная проблема: выяснилось, что немецкая армия не имеет действительно эффективных противотанковых средств - 37-мм орудия представляли уже "вчерашний день" противотанковой артиллерии, а работы над новой пушкой РаК-38 не были завершены.

В марте 1939 года немецкие войска оккупировали Чехословакию без единого выстрела. Чехословацкая армия не оказала никакого сопротивления, хотя обладала большими возможностями для обороны своей страны. Немцы, к своему удивлению обнаружили, что чешские танки, артиллерия, стрелковое оружие не уступают, а, скорее, превосходят по своим качествам аналоги, состоявшие на вооружении германской армии. Одним из таких ценных приобретений стала 47-мм противотанковая пушка. Орудие было разработано в 1937-1938 гг. фирмой "Skoda" и под индексом 4,7-cm KPUV vz.38 принято на вооружение чехословацкой армии. Для своего времени орудие (заводской индекс "А5") получилось очень мощным и могло справиться с танком любой европейской армии, но, несмотря на свои отличные баллистические характеристики, у него был один существенный недостаток - пушка совершенно не была приспособлена для перевозки механической тягой.

Конструкторы при работе над созданием орудия исходили из нужд чешской армии, не планировавшей нападать на соседние государства и проводить стремительные рейды по чужой территории. Орудийные лафеты устанавливались на деревянные колеса, ограничивавшие скорость перевозки 10-15 км/ч. Учитывая скромные размеры Чехословакии, этого вполне хватало для ведения оборонительных боевых действий, но лошадиные упряжки совершенно не устраивали немецких теоретиков "блицкрига", и поэтому большинство захваченных орудий "А5", получивших в частях вермахта обозначение 4,7-cm РаК(t), находились в "законсервированном" состоянии на арсеналах и складах. Некоторую часть направили в оккупационные и полицейские войска или передали армиям стран-сателлитов (словацкая, румынская и болгарская армии). Около ста пушек прикрывали подходы к оборонительной "линии Зигфрида" - их разместили в долговременных бетонных огневых сооружениях, другую часть поставили на рессорные подкатные тележки (они составили ядро противотанковых подразделений Вермахта).

Попытки моторизации 4,7-сm РаК(t) продолжались, и в октябре 1939 года Фердинанд Порше, возглавлявший "танковую комиссию" при Управлении вооружений, подписал контракт с фирмой "Аlkett" на разработку и изготовление опытного образца легкой противотанковой САУ с 47-мм пушкой "Skoda" на базе танка Рz.I Ausf.A. Для установки чешского орудия проектировщики воспользовались уже готовым проектом 37-мм противотанковой САУ. В ходе выполнения работ в него внесли серьезные изменения. Явно перегруженная ходовая часть и недостаточная мощность двигателя Pz.I Ausf.A не могли обеспечить необходимую скорость движения, а ведение огня без специальных упоров разбивало ленивец, лежащий на земле. В итоге орудие решили установить на шасси Рz.I Ausf.B. Вместо планировавшегося прежде защитного щита (толщина бронелистов - 4-6 мм) поставили открытую сверху и сзади бронированную рубку с толщиной стенок 8-10 мм. Машина оснащалась стандартной танковой радиостанцией FuG 2 (в некоторых случаях - FuG 5).

Боекомплект состоял из 86 бронебойных снарядов чехословацкого или австрийского образцов.

Panzerjager I на базе Pz.Kpfw.I приводился в движение шестицилиндровым карбюраторным рядным двигателем водяного охлаждения Maybach NL 38TR мощностью 100 л.с.

10 февраля 1940 года САУ была продемонстрирована фюреру и представителям немецкого Генерального штаба. Машина понравилась, и в марте ее приняли на вооружение под названием “4,7-сm РаК(t) Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf.B” (Sd.Kfz.101). Серийным производством занимались предприятия таких фирм, как "Аlkett" и "Daimler-Benz". На первой производился монтаж оборудования, вторая выполняла так называемые подготовительные работы - капитальный ремонт изношенных шасси и двигателей танков, ресурс которых часто приближался к критической черте.

Первый заказ составил 130 машин (не считая двух уже готовых прототипов), изготовление которых затянулось до июня 1940 года. Планировалось, что этими машинами будут укомплектованы роты самоходных орудий, входивших в состав противотанковых дивизионов танковых дивизий Рanzerwaffe (по одной роте в каждой). В армейских частях самоходки получили "хищное" название, впоследствии прочно закрепившееся за ними - Раnzerjager ("Охотник за танками").

Осенью 1940 года фирмы "Daimler-Benz" и "Skoda" ("Аlkett" полностью переключилась на производство штурмовых орудий) приступили к выполнению еще одного заказа на Раnzerjager I. Размер заказа составлял всего 60 (по другим данным - 70) машин. Видимо, сказывалась нехватка исправных шасси.

Боевое применение и оценка машины.
Весной 1940 года были сформированы первые дивизионы.

В I войском округе (Кенигсберг) в декабре 1939 года сформировали 521-й дивизион. В составе IV округа сформировали 616-й дивизион. В XIII округе сформировали 643-й дивизион, а в V округе – 670-й дивизион.

Раnzerjager I, входившие в состав 521-го и 643-го противотанковых дивизионов, участвовали во Французской кампании, но особыми успехами в боях с танками союзников похвастаться не могли. Легкие французские танки R-35, Н-35 и Н-39 в большинстве случаев становились доступными мишенями, но поединки со средними танками S-35 и тем более тяжелыми машинами В-1bis чаще всего оканчивались плачевно - 47-мм орудие не могло пробить их броню.

Летом и осенью 1940 года экипажи "охотников за танками" совершенствовали свое боевое мастерство, упражняясь в стрельбе по трофейным танкам, занимались ремонтом машин. Тогда же была проведена модернизация этих толком еще не воевавших машин, заключавшаяся в замене старых броневых рубок новыми, более просторными и имевшими большую толщину бортовой брони. Кроме того, они были полностью сварными (прежде применялся метод сварного и клепаного смешанного соединения). В боекомплект впервые ввели бронебойные снаряды с приварной головной частью высокой твердости. Эти снаряды оказались столь удачными, что с дистанции 150 м успешно пробивали броню французских танков В-1, а иногда им даже удавалось одолеть "панцирь" английских танков - "Мatilda".

Летом 1941 года немецкие противотанковые САУ очень хорошо зарекомендовали себя в противоборстве с советскими танками. Советские механизированные корпуса, основу которых составляли легкие танки Т-26, БТ-5 и БТ-7, были уничтожены в приграничных сражениях, растратив в плохо организованных и нескоординированных контрударах всю свою бронетехнику. Атаки проводились вдоль шоссейных дорог, без авиационного прикрытия и без предварительной разведки, сказывалась плохая система радиосвязи. Танки вели огонь во время движения (согласно уставным инструкциям), что естественно не могло не отразиться на его результативности. Немецкие противотанковые орудия (в т.ч. САУ) и танки, напротив, чаще всего вели огонь из засад, с воздуха их поддерживали пикирующие бомбардировщики.

В этих боях Раnzerjager I действовал гораздо успешнее. Достаточно сказать, что его 47-мм орудие продолжительное время (до появления 50-мм пушки РаК-38) являлось самым мощным в немецкой армии. Бронебойный снаряд 4,7-сm РаК(t) на дистанции 700-800 м легко пробивал броню любого советского танка, кроме КВ и Т-34. Известны случаи, когда, действуя из засады, немецкие артиллерийские расчеты расправлялись и с этими боевыми машинами. Противник подпускался на близкое расстояние (300-400 м), затем открывался огонь по бортовой и кормовой броне литых башен советских танков. Но это, скорее, были исключения из общего правила - бронепробиваемость чешского орудия уже не соответствовала реалиям новой войны.

Определенные коррективы смогло внести введение в боекомплект подкалиберного снаряда. Теперь Раnzerjager I мог пробить броню Т-34 с расстояния 600 м, но часто этого было недостаточно для того, чтобы уничтожить врага. Случалось, вольфрамо-молибденовый сердечник нового снаряда пробивал бронелисты и, расколовшись на несколько фрагментов, падал на пол, не причинив никакого вреда экипажу и оборудованию танка.

Много нареканий вызывала ходовая часть и трансмиссия. Порой САУ застревали на русских грунтовых дорогах даже после небольшого дождя, а осенью у них начали дружно ломаться коробки передач. С наступлением холодов возникли новые непредвиденные осложнения - моторы "охотников за танками" на морозе ниже 15 градусов не желали заводиться. Приходилось для этих целей разводить целые костры. Это не в последнюю очередь стало причиной отправки большинства оставшихся в строю машин группы армий "Центр" в Северную Африку.

В составе 21-й танковой дивизии Африканского корпуса несколько "истребителей танков" действовали еще во время отражения английского наступления в июне 1941 года (операция "Battleaxe"). И действовали очень успешно. В конце ноября в разгар новой британской наступательной операции "Сrusader" Роммель получил в свое распоряжение 605-й противотанковый дивизион (605 Pz.jag.Abt.). Раnzerjager I легко расправлялись с крейсерскими танками англичан, а с близкой дистанции представляли опасность даже для такого танка, как "Мatilda".

Подразделения противотанковых САУ, которые находились в составе группы армий "Юг", продолжали воевать на Восточном фронте. Весной 1942 года они участвовали в боях под Харьковом. Летом немецкие войска прорвали фронт и вышли в излучину Дона. На вооружении Красной Армии находилось еще много легких танков устаревших образцов (Т-26, БТ). Немалую долю советских танковых частей составляли английские и американские боевые машины "Valentine", МЗ "Leе", полученные по ленд-лизу. Немецкие противотанковые САУ наносили им тяжелые потери. Последние известные боевые эпизоды с участием Раnzerjager I на Восточном фронте относятся к периоду ожесточенных боев под Сталинградом осенью 1942 года.

Итогом всего вышесказанного является неоспоримый факт, что первая немецкая САУ Раnzerjager I – это своего рода отправная точка в развитии этого вида бронетехники. Эта неказистая, с высоким силуэтом и ненадежной ходовой частью машина еще раз продемонстрировала эффективность сочетания оборонительного и наступательного оружия. Кроме того, при его создании в полной мере проявилась характерная особенность немецкой военной промышленности и науки разумно использовать трофейное вооружение и собственную устаревшую технику.

Окраска и обозначения.
Основной схемой окраски Panzerjager I была сплошная окраска в серый цвет RLM Grau RAL 7021. В такой окраске машины эксплуатировались в боевых действиях с 1940 по 1943 год.

Зимой машины покрывали белым смываемым камуфляжем. Чаще всего зимний камуфляж представлял собой нерегулярные пятна белого цвета, иногда машину целиком перекрашивали в белый цвет.

Машины, которые использовали на фронте после февраля 1943 года, несли трехцветный пятнистый камуфляж. Некоторые истребители танков несли двухцветный камуфляж. В 1943 году встречались машины, у которых поверх старой серой краски были нанесены нерегулярные пятна цвета Wehrmacht Olive.

Истребители танков 605-го противотанкового дивизиона, использовавшиеся в Африке, первоначально несли серый европейский камуфляж. Позднее их покрыли двухцветным камуфляжем RAL 8020 и RAL 7027, то есть DAK Gelb и Gruen-Grau. Иногда использовался одноцветный камуфляж.

Истребители танков Panzerjager I обычно несли эмблемы своих частей. Известны некоторые эмблемы дивизионов. Например, эмблемой 521-го дивизиона был так называемый “олень святого Губерта”, а эмблемой 643-го дивизиона – мальтийский крест. Машины 605-го дивизиона в феврале-марте 1941 года на левом переднем крыле несли белый квадрат со стороной около 15 см. Не известно, была ли это эмблема части или знак, использовавшийся при переброске дивизиона из Европы в Африку. Квадраты также имелись на автомашинах и мотоциклах дивизиона.

Стоит упомянуть и о знаках государственной принадлежности, которые наносились на все виды немецкой бронетехники. Балочные кресты наносили на борта корпуса или – реже – рубки. Использовалось несколько типов крестов: в виде белых обводок или в виде обводок с черным крестом внутри. Кресты различались между собой толщиной белых обводок и черного поля.

На некоторых истребителях танков Panzerjager I были сделаны надписи, например, “Rita”, “Erika”, “Rommel”, “Graf Spee”. Надписи делали белой краской на нижней части бортов рубки или на лобовой броне.

Тактико-технические характеристики САУ "Panzerjager I":
масса в снаряженном состоянии: 6400 кг;
экипаж: 3 чел.;
длина: 4,42 м;
ширина: 2,06 м;
высота: 2,26 м;
бронирование: 6-14,5 мм;
вооружение: 47-мм пушка PaK-37(t);
боекомплект: 86 выстрелов;
двигатель: 16-и цилиндровый карбюраторный двигатель водяного охлаждения Maybach NL 38TR;
мощность двигателя: 100 л.с.;
cкорость по шоссе: до 42 км/ч;
запас хода по шоссе: 150 км.


 
Форум » Вторая мировая война » Бронетехника Германии » Panzerjager I
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: