Пятница, 29.03.2024, 09:23
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Вторая мировая война » Бронетехника Германии » Sturmtiger
Sturmtiger
-Panzer-Дата: Воскресенье, 23.11.2008, 11:40 | Сообщение # 1
Пользователь
Сообщений: 180
Откуда: Ангарск
Репутация: « 8 »
Награды: 0
Статус: :-(
За 100 Постов
Самоходная артиллерийская установка Sturmtiger
САУ Штурмтигр

150 мм штурмовое орудие Бруммбар











прототип Штурмтигра

История создания.
Проектирование тяжелого штурмового орудия, предназначенного для поддержки своих войск в уличных боях и при прорыве глубокоэшелонированной обороны противника, началось в Германии в начале мая 1942 года. Новая машина получила индекс “Bar” (с немецкого – “Медведь”). В качестве базы предполагалось использовать модифицированное шасси тяжелого танка Pz.Kpfw.VI “Tiger”, работы над которым полным ходом шли на фирме “Alkett”.

Вооружить штурмовое орудие предполагалось 305-мм орудием KwK L/16, установленным на корме машины в бронированной рубке. Углы возвышения по вертикали составляли от 0 до +70 градусов, дальность стрельбы составляла 10500 метров. Длина “Медведя” достигала 8,2 метра, ширина 4,1 метра и высота 3,5 метра, толщина брони – до 80 мм на бортах и до 130 мм в лобовой части. 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 230 H 30 мощностью 700 л.с. должен был обеспечить 120-тонному орудию скорость до 20 км/ч. Однако этот проект остался только на бумаге и не был реализован.

Осенью 1942 года, когда немецкие войска вели тяжелые бои в Сталинграде, идея создания тяжелого штурмового танка вновь стала очень актуальной. Однако к этому времени части Вермахта располагали только средним штурмовым танков (на базе Pz.Kpfw.III) – Sturminfanteriegeshutz 33B. Эта машина была спроектирована фирмой “Aklett” в декабре 1941 года и вооружалась 150-мм пехотной гаубицей SIG 33, установленный в полностью бронированной рубке. Всего было построено 24 подобных машины, которые неплохо показали себя во время боев в Сталинграде.

На основе полученного опыта в конце 1942 года фирмой “Alkett” был спроектирован штурмовой танк Sturmpanzer IV “Brummbar”, вооруженный 150-мм орудием StuH43 L/12 в бронированной рубке. Летом 1943 года эти машины прошли боевое крещение на Курской дуге, оказавшееся совсем неудачным – оказалось, что мощности 150-мм орудия не хватает для успешного уничтожения даже полевых укреплений, а броня не защищает от огня советской противотанковой артиллерии.

Поэтому в конце июля 1943 года генерал-инспектор танковых войск Вермахта Г.Гудериан предложил спроектировать тяжелый штурмовую САУ с орудием крупного калибра на шасси Pz.Kpfw.VI “Tiger”. Первоначально предполагалось вооружить новую машину 210-мм гаубицей, однако она еще не была готова. Поэтому “Alkett” решили использовать по предложению инженеров фирмы 380-мм реактивный бомбомет Raketenwerfer 61 фирмы “Rheinmetall-Borsig”.

Первоначально этот бомбомет разрабатывался для вооружения подводных лодок. Проектировщики рассчитывали, что использование реактивного бомбомета большого калибра позволит сберечь запас дорогостоящих торпед на подводных лодках при атаке транспортов противника из надводного положения. Предполагалось, что одного-двух выстрелов из бомбомета будет достаточно для потопления транспорта – снаряды Raketenwefer 61 были достаточно мощными и, по сравнению с торпедами, относительно недорогими. Однако впоследствии по ряду причин от установки Raketenwefer 61 на подводные лодки отказались.

Идея создания тяжелой штурмовой САУ с мощным вооружение понравилась А.Гитлеру, и 5 августа 1943 он распорядился начать работы по его проектированию. Новая машина получила обозначение “Sturmmorserwagen 606/4 mit 38-cm RW 61”, но часто именовалась как Sturmpanzer V, Tiger-Morser и Sturmtiger, причем последнее название стало наиболее популярным.

“Штурмтигр” представлял собой дальнейшие развитие конструкции Sturmpanzer IV “Brummbar” с той лишь разницей, что использовалось более тяжелое шасси с более мощным вооружением. Первый образец новой штурмовой САУ был изготовлен (а точнее переделан из линейного “Тигра”) фирмой “Alkett” осенью 1943 года. После кратковременных испытаний и устранения выявленных недостатков, 20 октября прототип “Штурмтигра” продемонстрировали Гитлеру и представителям командования Вермахта на полигоне Arys в Восточной Пруссии.

Новая машина была изготовлена на шасси обычного Тигра” так называемого “среднего” выпуска (шасси номер 250043). “Штурмтигр” произвел хорошее впечатление на высшее военное руководство Рейха – планировалось начать серийное производство по 10 САУ “Штурмтигр” ежемесячно. Однако по ряду причин осуществить это не удалось.

В течение 9 месяцев прототип “Штурмтигра” проходил различные испытания на полигонах. А в августе 1944 года новая машина испытывалась и в боевой обстановке.

5 августа 1944 года в Варшаве вспыхнуло восстание, организованное руководством Армии Крайовой. Сначала восставшим сопутствовал успех – им удалось занять большую часть города. Однако немцы быстро подтянули войска и остановили повстанцев. Завязались тяжелые уличные бои. 12 августа 1944 года прототип “Штурмтигра” выгрузился в Прускове, а на следующий день прибыл в Варшаву. Машина использовалась для ведения огня по позициям восставших в варшавских районах Старовка и Мокотов. 28 августа, после успешного дебюта, “Штурмтигр” был возвращен на завод фирмы “Alkett” для технического обслуживания и доработок.

Одновременно с этим началось производство серийных машин. Основные работы – переделка серийных Pz.Kpfw.VI “Tiger” и окончательная сборка “штурмтигров” – велись на заводе “Berlin-Spandau” фирмы “Alkett”, а броневые рубки поставлялись фабрикой “Brandenburger Eisenwerke”. Первый серийный “Штурмтигр” вышел из ворот фирмы “Alkett” 15 сентября 1944 года, а в течение последующих десяти дней были изготовлены еще шесть новых САУ “Штурмтигр”. В январе 1945 года сдали еще одну машину, после чего их изготовление было прекращено.

Описание конструкции и боевое применение.
САУ представляла собой шасси танка Pz.Kpfw.VI(H) “Tiger”, в передней части которого была установлена четырехугольная броневая рубка (толщина брони - лоб 150 мм, борта и корма 80 мм, крыша 40 мм). В лобовом листе рубки в шаровой установке монтировался 380 мм реактивный корабельный бомбомет Raketenwerfer 61. Он мог вести огонь фугасными и кумулятивными снарядами массой 345 кг на дальность до 5 километров. Возимый боекомплект составлял 15 выстрелов, для загрузки боеприпасов имелся прямоугольный люк в крыше рубки и специальный кран-лебедка. Масса машины в боевом положении составляла 66 т.

Заряжание мортиры производилось при угле возвышения 0 градусов. Снаряд лебедкой подавался на откидной лоток с шестью роликами. На лотке имелась специальная планка для направления выступов снаряда в нарезы ствола. В случае неправильного положения снаряда специальным ключом можно было повернуть снаряд и ввести его выступы в нарезы ствола. Досылка снаряда с лотка производилась вручную.

Согласно “Инструкции по обслуживанию самоходной штурмовой мортиры” основным назначением САУ “Штурмтигр” являлось “использование в уличных боях, разрушения баррикад, домов и т.п. Максимальная дистанция, при которой поражаются цели — 4400 метров, при этом орудие должно иметь предельный угол возвышения…

…Реактивная фугасная граната может применяться для поражения сосредоточенных живых целей (скопление пехоты), реактивный кумулятивный снаряд предназначается для поражения мощных бетонированных укреплений. Использование орудия и боеприпасов для стрельбы по мелким целям не рекомендуется”.

О боевой службе “Штурмтигров” известно немного. Сначала все они поступили в 500-й отдельный тяжелый запасной танковый батальон (Pz.Ersatz-Abt.500), сформированный 20 октября 1944 года. В августе 1944 года как минимум одна машина использовалась для обстрела восставшей Варшавы, где была запечатлена на кадрах кинохроники. В октябре 1944 года были сформированы три роты “Штурмтигров” (1000-я, 1001-я и 1002-я роты штурмовых мортир - Pz.Stu.Mr.Kp.), отправленные на Западный фронт. По состоянию на 26 марта 1945 года в частях вермахта еще числилось 13 “Штурмтигров”, а еще 3 машины находились на складах.

В мае 1945 года частями 3-й армии генерала А.Горбатова (Белорусский фронт) в районе реки Эльба был захвачен один “Штурмтигр”. В настоящее время эта машина находится на экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковном поселке Кубинка.

Тактико-технические характеристики САУ "Штурмтигр":
боевая масса: 66000 кг;
экипаж: 5 чел.;
длина: 6300 мм;
ширина: 3550 мм;
высота: 3000 мм;
вооружение: 380-мм мортира, 7,92-мм пулемет;
боекомплект: 13 выстрелов, 300 патронов;
максимальная скорость по шоссе: до 35 км/ч;
запас хода по шоссе: 170 км.


 
Форум » Вторая мировая война » Бронетехника Германии » Sturmtiger
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: