Вторник, 07.05.2024, 08:55
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Вторая мировая война » Бронетехника Германии » Лёгкий танк PzKpfw I
Лёгкий танк PzKpfw I
-Panzer-Дата: Четверг, 16.10.2008, 13:37 | Сообщение # 1
Пользователь
Сообщений: 180
Откуда: Ангарск
Репутация: « 8 »
Награды: 0
Статус: :-(
За 100 Постов
Лёгкий танк PzKpfw I Ausf.B


Прототип танка PzKpfw I - LKA


Один из первых серийных PzKpfw I Ausf.А


PzKpfw I Ausf.А и немецкие танкисты

взвод танков PzKpfw I Ausf.А

бронетанковая колонна PzKpfw I Ausf.А, 1937 г

PzKpfw I Ausf.B (1.SS Panzer Division) июнб 1940 г

трофейный PzKpfw I Ausf.F во время испытыния на полигоне в Кубинке, 1945 г

Pz I Ausf.С

Схема Pz I Ausf.А

Схема Pz I Ausf.В

Схема бронирования Pz I Ausf.В

История создания.
Согласно Версальскому соглашению Германии было запрещено иметь собственную боевую технику, но нет такого запрета, который нельзя было бы обойти. И вот уже в 1925 году фирмы “Rheinmetall-Borsig”, “Krupp” и “Daimler-Benz” получили заказ от Управления вооружений Рейхсвера на разработку нового тяжелого танка, получившего в целях конспирации название Grosstraktor (“Большой трактор”). В немецких источниках сообщается, что в июле 1929 года два прототипа этой машины прошли испытания на засекреченном советско-германском полигоне “Кама”, в 6 км от Казани. Внешне обе машины были почти идентичны. При массе 16-18 т они вооружались 75-мм пушкой и пулеметом в башне, еще один пулемет располагался в носовой части корпуса, а третий - в небольшой башенке в корме танка. Двигатель мощностью 300 л.с. позволял боевой машине развивать скорость по шоссе до 40 км/ч. Максимальная толщина брони составляла 14 мм, экипаж - 6 человек. Во время испытаний прототип фирмы “Daimler-Benz” сломался, и дальнейшая работа продолжалась над показавшим себя несколько лучше рейнметалловским вариантом.

На полигоне “Кама” с июня 1930 года проходил испытания и разработанный в Германии фирмами “Krupp” и “Rheinmetall-Borsig” образец легкого танка Leichttraktor (“Легкий трактор”). Боевая машина с экипажем из 4 человек при массе 9 т развивала скорость до 36 км/ч. 100-сильный двигатель располагался в носовой части корпуса. В смещенной к корме башне устанавливались 37-мм пушка и пулемет. В ходе испытаний у танка часто перегревался мотор, быстро изнашивались гусеницы. После возвращения в Германию дальнейшие работы над этой машиной были прекращены.

В конце октября 1927 года началось проектирование трехбашенного танка, получившего обозначение Neubaufahrzeug (“Машина новой постройки”). Он имел клепано-сварной корпус и сварные башни, расположенные в один ярус по диагонали. В главной башне устанавливались лафет из двух спаренных орудий калибра 75-мм и 37-мм и пулемет MG-13 в шаровой установке. Каждая из малых башен также вооружалась пулеметом MG-13. В отличие от всех других немецких танков ведущие колеса у Neubaufahrzeug находились в корме. Три танка фирмы “Krupp” были изготовлены из броневой стали, имели башни прямоугольной формы и пушки, расположенные горизонтально. Две машины фирмы “Rheinmetall-Borsig”, выполненные из обычной стали, имели конические башни и пушки, размещенные вертикально. Прототипы танка Neubaufahrzeug, или сокращено Nb.Fz. в Советском Союзе не испытывались, поскольку 15 сентября 1933 года, вскоре после прихода к власти Гитлера, советско-германское военное сотрудничество было свернуто.

Совершенно очевидно, что опытно-конструкторские работы в области танкостроения, проводившиеся в 20-е годы немецкими инженерами как в самой Германии, так и за ее пределами, заложили тот фундамент, на основе которого впоследствии были осуществлены весьма удачные разработки танков, участвовавших в сражениях Второй Мировой войны. Одной из первых стал легкий танк Panzer I.

Обычно создание массовых германских танков связывают с приходом к власти национал-социалистов. Это не совсем верно. Еще в 1931 году инспектор автомобильных войск Рейхсвера генерал-майор Освальд Луц выдвинул идею формирования крупных танковых соединений, оценив при этом достигнутые к тому времени результаты по постройке танков в Германии как неудовлетворительные. Находясь под сильным влиянием начальника своего штаба подполковника Гейнца Гудериана, он отдал указание приступить к проектированию танка массой 5000 кг для использования его в учебных целях. До сих пор для этого в войсках применялись деревянные макеты танков, смонтированные на легковых автомобилях.

Заказ на проектирование получили сразу четыре фирмы: “Daimler-Benz”, “Rheinmetall-Borsig”, “Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg” (MAN) и “Krupp”. У последней уже был готовый проект “малого трактора” LKA, разработанного инженерами Хогельлохом и Вёльфертом. В целях дезинформации танку присвоили название LaS (Landwirtschaftlicher Schlepper - сельскохозяйственный тягач). Первый прототип был готов в июле 1932 года.

Производство опытных образцов машины 1 LaS “Krupp” было поручено фирме “Henschel”, которая летом 1933 года отправила на испытания в Кумерсдорф первые пять прототипов танка. Испытания показали низкую надежность конструкции танка, особенно его трансмиссии и ходовой части. Их доработка была направлена, главным образом, на повышение прочности. В результате три опорных катка вместе с ленивцем скрепили общей балкой и добавили три поддерживающих катка на сторону.

Корпус и башню машины проектировали на фирме “Daimler-Benz”, которая впервые применила для них клепано-сварную конструкцию. Следующая предсерийная партия из 15 машин собиралась уже на пяти заводах: “Krupp-Gruson”, “Daimler-Benz”, “Henschel”, “Rheinmetall-Borsig” и “MAN” (по три машины на каждом). Это было сделано с целью привлечения дополнительных подрядчиков и подготовки этих предприятий для будущего массового производства танков (персонал и оборудование) и приобретения ими опыта в создании новых боевых машин.

Первые серийные шасси изготовили в декабре 1933 года на заводах “Krupp-Gruson”. Следующую партию в феврале 1934 года выпустила фирма “Henschel” (первая машина покинула предприятие 3 февраля), а к концу апреля были полностью готовы 15 танков. В сентябре их передали трем ротам Kraftlehr Kommando Zossen (Учебное подразделение автомобильных войск в Цоссене). Месяц спустя Kraftlehr Kommando преобразовали в 1-й танковый полк, а на базе аналогичной части в Ордурфе сформировали 2-й танковый полк. Так создавались первые части Панцерваффе.

Летом 1935 года машины обоих полков приняли участие в учениях близ Мюнстера. Вскоре танк 1 LaS “Krupp” сменил название на Pz.Kpfw.I Ausf.A (Ausfuhrung - модель, тип). В это же время была принята и сквозная система обозначений для всех подвижных средств Вермахта - Kraftfahrzeuge Nummersustem der Wermacht. По этой системе танк Pz.I и его последующие модификации имели номера от Sd.Kfz.101 до Sd.Kfz.120 (Sd.Kfz. - Sonderkraftfahrzeug - машина особого назначения, спецмашина), а командирский вариант - Sd.Kfz.265.

Эксплуатация показала, что танки версии Ausf.А нуждаются в модернизации, главным образом, в замене силового агрегата. Стало очевидным, что мощности 57-сильного двигателя Krupp M305 недостаточно. Не помогла и осуществленная в опытном порядке установка на Pz.I Ausf.A дизельного двигателя Krupp М601 мощностью 60 л.с. при 2200 об/ мин. Проблему удалось решить, смонтировав на танк шестицилиндровый бензиновый мотор Maybach NL 38TR мощностью 100 л.с. Поскольку этот мотор был заметно больше прежнего, пришлось удлинить корпус на 400 мм. В результате в ходовой части появилась еще одна пара опорных катков, а ленивец был немного приподнят над уровнем земли. Кроме того, изменились задняя стенка и крыша моторно-трансмиссионного отделения. Выхлопную трубу вывели через задний борт, в отличие от Pz.I Ausf.A, имевшего две выхлопные трубы по бортам.

На машинах первых серий использовались пулеметы MG-13, которые позже заменили на более современные MG-34. С 1936 года боезапас увеличили до 90 магазинов. Танк получил новую приемопередающую радиостанцию FuG 5. Запас топлива увеличился на 2 л. При этом его расход, по сравнению с Pz.I Ausf.A, возрос со 100 л до 125 л на 100 км. Во всем остальном обе модификации были практически идентичными.

Всего было выпущено 477 танков Pz.Kpfw.I Ausf.A (349 - на заводах “Henschel” и 128 - на заводах “MAN”).

Производство танков модификации Ausf.В велось на заводах “Henschel”, “Krupp-Gruson” в Магдебурге, а с 1936 года на заводах “MAN” в Нюренберге и “Wegmann” в Касселе. Их выпуск продолжался до середины 1937 года. За это время было изготовлено 1016 танков Pz.I Ausf.B, а фирмой “Wegmann” в 1938 году еще 22 корпуса. Серийные номера этих машин: от № 10 478 до № 15 000 и от № 15 201 до № 16 500. Прерывность серийных номеров применяли в целях дезинформации. Ремонт машин обеих модификаций проводился на немецких заводах или на предприятиях оккупированных стран, например, на заводе “Ceskomorawska-Kolben-Danek” (CKD), который после аннексии Чехии был переименован в “Bohemische-Mahrische Maschinenfabrik”.

Из-за малой надежности на дальние расстояния танки перевозились на автомобилях. Для этого в Германии разработали несколько моделей тяжелых грузовиков грузоподъемностью 8800-9500 кг. Наиболее массовыми были Bussing-NAG 900 и 900А, Faun L900D567. Для транспортировки танков использовались и трофейные машины: чешские Skoda 6VTP6-T и Skoda 6K, Tatra T81, французские Laffli S45TL, Bernard и Willeme. Также на вооружении Вермахта состояли специальные прицепы Sd.Anh.115 грузоподъемностью 8000 кг и Sd.Anh.116 грузоподъемностью 22000 кг (Sd.Anh. - Sonder Anhanger - специальный прицеп). В качестве тягловой силы для них применялись тяжелые колесные тягачи типа Hanomag SS100 или полугусеничные 18-тонники Sd.Kfz.9 фирмы “Famo”, хотя Panzer I спокойно буксировался даже восьми- и пятитонными тягачами.

15 сентября 1939 года управление вооружений Третьего Рейха приняло решение о разработке легкой боевой машины, которую можно было бы использовать как разведывательную, а также для поддержки воздушно-десантных операций. Последнее подразумевало возможность перевозить ее по воздуху тяжелыми транспортными самолетами.

Над проектом танка, получившим название Pz.I nA VK 601 (nА - neuer Art - новый тип), совместно работали фирмы “Krauss-Maffei” и “Daimler-Benz”. На первой изготавливалось шасси с шахматным расположением катков, конструкцию которого разработал инженер-полковник В.Книпкамп, на второй были спроектированы башня и корпус. Машина получила армейский индекс Pz.I Ausf.C, но с предыдущими моделями Pz.I ничего общего не имела.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов максимальной толщиной 30 мм. В сварной башне устанавливались 20-мм автоматическая пушка EW 141 и спаренный с ней пулемет MG-34. Вертикальный угол наведения колебался от -10 градусов до +20 градусов. Огонь велся с помощью телескопического прицела TZF 10. Карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Maybach HL 45P мощностью 150 л.с. и трансмиссия с восьмискоростной коробкой передач (8+2) обеспечивали танку неплохие динамические характеристики. Ходовая часть состояла из пяти опорных катков на борт, расположенных в шахматном порядке. Ведущее колесо впереди, направляющее - сзади. Подвеска - индивидуальная, торсионная.

С июля по декабрь 1942 года цеха фирмы “Krauss-Maffei”, производившей окончательную сборку танков, покинули 40 (по другим данным 46) боевых машин. Две из них в начале 1943 года проходили испытания в 1-й танковой дивизии на Восточном фронте. Остальные вошли в состав 58-го резервного танкового корпуса.

Последней модификацией танка Pz.I стала модель Ausf.F. Опыт Польской кампании показал, что использование легких танков Pz.I для непосредственной поддержки пехоты неэффективно по причине их недостаточного бронирования. Тогда в недрах Управления вооружений и возникла идея создания хорошо бронированного танка для сопровождения пехоты, а заодно и для выполнения полицейских функций. Несмотря на то, что такая машина не вписывалась в систему вооружения Панцерваффе, 22 декабря 1939 года фирмы “Krauss-Maffei” и “Daimler-Benz” получили задание на ее разработку. Впрочем, требования к танку были весьма противоречивы, а задание - неконкретным. Проект вскоре отложили, и вновь к нему вернулись только зимой 1941/1942 года. Тактико-технические характеристики были уточнены с целью придания машине боевых свойств, необходимых, главным образом, для ведения борьбы с партизанами.

Корпус нового танка, получившего обозначение Pz.I nA vers VK 1801 (verstarkt - усиленный), спроектировала фирма “Daimler-Benz”. В лобовой части толщина бронелистов достигала 80 мм. В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach HL 45P - такой же, как и на Pz.I Ausf.C. Но сейчас его мощности в 150 л.с. хватало, чтобы разогнать небольшую, но тяжелую машину лишь до 25 км/ч. Однако такую скорость, учитывая задачи для которых предназначался танк, признали достаточной. На первом прототипе устанавливалась коробка передач ZF SSG 47, на втором прототипе VK 1802 и на серийных машинах - четырехскоростная коробка (4+1) с предварительным выбором передач Maybach VG 15319. Благодаря применению гусениц шириной 540 мм, танк имел исключительно хорошую проходимость, а за счет шахматного расположения опорных катков и торсионный подвески - плавность хода.

Вооружение состояло из двух пулеметов MG-34, установленных в общей маске. Стволы пулеметов прикрывали броневые кожухи. Вертикальный угол наведения составлял от -10 до +20 градусов. Прицел - бинокулярный телескопический TZF 8.

Башня танка имела весьма оригинальную конструкцию. Цилиндрическая по сути, снаружи она имела коническую форму за счет пустотелой “юбки”. Вращение башни осуществлялось с помощью механического механизма поворота. На крыше башни были смонтированы пять перископических приборов наблюдения. К концу 1942 года выпустили 30 танков Pz.I Ausf.F, после чего заказ аннулировали. В 1943 году 8 машин отправили на Восточный фронт в 1-ю танковую дивизию, в ней, по-видимому, и проходили войсковые испытания. По некоторым данным, на 1 июля 1943 года 7 машин имелось в составе 12-й танковой дивизии. Остальные использовались, и весьма удачно, в операциях против партизан на территории СССР и Югославии.

По крайней мере, три танка Pz.I Ausf.F были захвачены Красной Армией. Один из них расстреляли в Кубинке во время испытаний. Другая машина сохранилась и экспонируется там же, в Музее бронетанкового вооружения и техники. Ausf.F, захваченный югославскими партизанами, можно увидеть в военном музее в Белграде.
Описание конструкции.
Легкий танк Pz.I имел компоновку, ставшую впоследствии классической для германского танкостроения. Трансмиссионное отделение и, соответственно, ведущие колеса гусеничного движителя располагались в носовой части корпуса. За ним следовало отделение управления, совмещенное с боевым; механик-водитель размещался слева, а башенный стрелок - справа. Моторное отделение находилось в кормовой части.

Корпус танка сваривался из катаных листов хромоникелевой стали. Для посадки механика-водителя предназначался двухстворчатый люк в левой части подбашенной коробки. Экипаж мог вести наблюдения за местностью через три смотровые щели, расположенные в бортах корпуса и закрывавшиеся броневыми крышками. У механика-водителя, кроме того, имелся специальный прибор наблюдения со стеклоблоками триплекс.

Управление танком осуществлялось с помощью педалей сцепления, акселератора и тормоза, а также двух рычагов, связанных с бортовыми фрикционами. Напротив сиденья находилась приборная панель механика-водителя с датчиком температуры масла, тахометром, проградуированным от 0 до 3000 об/мин с опасной зоной выше 2500 об/мин, и спидометром со шкалой от 0 до 50 км/ч. Максимальные скорости, которые были рекомендованы экипажу: на первой передаче - не более 5 км/ч, на второй - 11 км/ч, на третьей - 20 км/ч, на четвертой - 32 км/ч и на пятой - 42 км/ч.

Башня - сварная, с диаметром погона в свету 911 мм, смещенная к правому борту корпуса - приводилась во вращение ручным механизмом поворота, располагавшемся слева (Рz.I Ausf.A) или справа (Рz.I Ausf.В) от маск-установки пулеметов. В крыше башни был большой люк с одностворчатой крышкой для посадки командира танка (он же - башенный стрелок). В крышке люка имелся маленький круглый лючок для флажковой сигнализации, а в стенках башни - четыре лючка для наблюдения с броневыми крышками (в двух из них прорезаны смотровые щели). Сиденье командира вращалось вместе с башней, полик боевого отделения отсутствовал.

Вооружение танка состояло из двух пулеметов MG-13 калибра 7,92-мм. (Pz.I Ausf.A и Pz.I Ausf.B первых серий) или “Rheinmetall-Borsig” MG-34 (Pz.I Ausf.B поздних выпусков). Скорострельность пулеметов 680 и 825 выстр./мин соответственно.

Боекомплект состоял из 61 магазина по 25 патронов в каждом (всего 1525 патронов). Из них одна укладка с 8 магазинами размещалась в башне, остальные 4 укладки (по 8, 20, 6 и 19 магазинов) - в корпусе. С 1936 года боекомплект увеличили до 2250 патронов (90 магазинов). Пулеметы устанавливались в одной маске, но могли вести стрельбу независимо друг от друга. На танке Pz.I Ausf.B спусковой крючок левого пулемета был расположен на штурвале подъема оружия слева от командира, а правого - на штурвале поворота башни справа от него. При этом стрелок вел огонь правой рукой из правого пулемета, а левой из левого. Угол возвышения пулеметов 118 градусов, склонении 12 градусов. Маска могла фиксироваться в горизонтальном положении. Танк был оборудован телескопическим двукратным прицелом Zeiss TZF 2.

На танке Pz.I Ausf.A устанавливался двигатель Krupp M305, 4-цилиндровый, карбюраторный, горизонтально-оппозитный, воздушного охлаждения, мощностью 57 л.с. (42 кВт) при 2500 об/мин. Диаметр цилиндра 90 мм, ход поршня 130 мм. Рабочий объем 3460 см3. Топливо - этилированный бензин с октановым числом 76. Емкость двух бензобаков, находившихся в задней части моторного отделения по обеим сторонам двигателя, - 144 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 100 л. Карбюратор марки Solex 40 JEP. Танк Pz.I Ausf.B оснащался 6-цилиндровым, карбюраторным, рядным двигателем жидкостного охлаждения Maybach NL 38TR мощностью 100 л.с. (73,6 кВт).

Емкость двух бензобаков, располагавшихся в моторном отделении справа от двигателя, - 146 л. Расход топлива на 100 км - 125 л. Карбюратор марки Solex 40 JEF II. Трансмиссия состояла из карданной передачи двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, механизма поворота, бортовых фрикционов, передач и тормозов.

Коробки передач ZF Aphon FG35 (Ausf.A) и Aphon FG31 (Ausf.B) -механические, пятискоростные (5 + 1).

Ходовая часть танка Pz.I Ausf.A применительно к одному борту состояла из четырех обрезиненных опорных катков диаметром 530 мм и одного необрезиненного опорного катка, несколько большего диаметра, выполнявшего роль ленивца. Передний каток имел индивидуальную подвеску на спиральной пружине, остальные были сблокированы попарно на продольной внешней балке и подвешены на листовых четвертьэллиптических рессорах. Поскольку корпус Pz.I Ausf.B был длиннее на 400 мм, в ходовую часть добавили пятый опорный каток, а ленивец подняли с грунта. Число поддерживающих катков колебалось от трех (Pz.I Ausf.A) до четырех (Pz.I Ausf.B). Ведущее колесо переднего расположения. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая, шириной 280 мм.

Электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генератор Bosch GTL 600/12-1200 мощностью 0,6 кВт либо Bosch RRCN 300/12-300 мощностью 0,3 кВт. Аккумуляторов у Ausf.B - два, емкостью 105 А/ч. Танки модификации Ausf.А оснащались радиостанцией Fu 2, а модификации Ausf.В - Fu 5. Кроме того, во всех машинах имелся комплект сигнальных флажков и ракетница. Общение членов экипажа между собой обеспечивала звуковая труба.

Боевое применение.
Pz.I стал первым немецким танком поступившим на вооружение Вермахта. И хотя эта машина предназначалась для подготовки кадров танковых войск, ей было суждено довольно долго составлять основу немецкого танкового парка. С середины 1934 года, параллельно с поставкой боевых машин в войска, началось и развертывание танковых частей. Интенсификации этого процесса способствовало назначение военным министром Германии генерала Бломберга, а начальником канцелярии военного министерства - генерала Рейхенау, придерживавшихся современных взглядов на роль танковых войск в будущей войне. К этому следует добавить, что сам Гитлер проявлял большой интерес к моторизации армии.

Вот что пишет по этому поводу Гейнц Гудериан в своей книге “Воспоминания солдата”, получивший в конце 1934 года приглашение продемонстрировать перед рейхсканцлером в Куммерсдорфе действия подразделений мотомеханизированных войск: “Я показал Гитлеру мотоциклетный взвод, противотанковый взвод, взвод учебных танков T-I, взвод легких бронемашин и взвод тяжелых бронемашин. Большое впечатление на Гитлера произвели быстрота и точность, проявленные нашими подразделениями во время их движения, и он воскликнул: “Вот это мне и нужно!”

И дело пошло. К 15 октября 1935 года были сформированы три танковые дивизии: 1-й, расположенной в Веймаре, командовал генерал Вейхс, 2-й, расположенной в Вюрцбурге, - полковник Гудериан, 3-й, расположенной в Берлине, - генерал Фессман. Эти соединения по большей части укомплектовывались танками Pz.I, так как других боевых машин в распоряжении Панцерваффе практически не было. Компанию танку Pz.I мог составить только Pz.II, но производство этого танка в 1935 году лишь начиналось. Свое боевое крещение Panzer I получил в Испании. Принятие Гитлером решения о помощи генералу Франко привело к созданию “Легиона Кондор”, в который входили части ВВС и сухопутных войск.

Первые девять Pz.I Ausf.A поступили в легион в октябре 1936 года, за ними последовали еще 32 боевых машины этой модификации. Часть легиона, вооруженная танками, получила название танковая группа “Дроне” (Panzergruppe Drohne). Ее командиром был назначен подполковник Вильгельм Риттер фон Тома. Поначалу группа имела следующую организацию: штаб и две танковые роты по три секции в каждой. В каждую секцию входили пять танков плюс одна командирская машина. Подразделения поддержки состояли из отделения транспорта, полевой ремонтной мастерской, противотанкового артиллерийского и огнеметного отделений. Личный состав состоял из 180 солдат и офицеров 6-го немецкого танкового полка, прибывших в Испанию под видом туристов. Предполагалось, что группа “Дроне” будет, главным образом, заниматься обучением испанских танкистов, а не воевать. Впрочем, фон Тома сразу же убедился, что “испанцы быстро учатся, но так же быстро забывают то, что выучили”, поэтому в смешанных германо-испанских экипажах наиболее ответственную часть работы выполняли немцы.

Первое столкновение с республиканскими танками Т-26 произошло 28 октября 1936 года. Pz.I Ausf.A в этом бою поддерживали кавалерию франкистов и оказались совершенно бессильными перед пушечными танками республиканцев. Прибытие в декабре первой партии из 19 Pz.I Ausf.B никак не улучшило ситуацию. Однако ничего другого у франкистов не было, и группу “Дроне” перебросили под Мадрид. Чтобы хоть как-то повысить огневую мощь немецких танков, в немного увеличенной по высоте башне Pz.I A установили 20-мм пушку Breda mod.35. Сколько машин переделали таким образом, сказать трудно. Обычно сообщается, что несколько.

В марте 1937 года в состав группы “Дроне” включили танковую роту, укомплектованную трофейными советскими Т-26, а с августа началось переформирование группы в испанскую часть. Этот процесс завершился в марте 1938 года созданием Bandera de Carros de Combate de la Legion, организационно вошедшей в состав Испанского иностранного легиона. “Бандера” состояла из двух батальонов: один был вооружен немецкими танками Pz.I Ausf.A и Ausf.B, другой - советскими Т-26. Оба батальона (1. и 2.Agrupacione de Carros) участвовали в боях под Тэруэлем и Брунете, в Басконии, в битве над Эбро и в боях в Каталонии в 1939 году. В ходе боевых действий потери среди немецких танкистов составили 7 человек. Их участие в гражданской войне в Испании завершилось парадом в Мадриде 19 мая 1939 года. После этого “туристы” вернулись в Германию. Немецкие же танки Pz.I эксплуатировались в испанской армии до конца 40-х годов.

В марте 1938 года танки Pz.I приняли участие в аншлюсе Австрии. 2-я танковая дивизия генерала Гудериана за двое суток совершила 420-км марш-бросок. При этом до 38% танков вышли из строя из-за недостаточной надежности и были оставлены на обочинах дорог. После этого “похода” Гудериан остро поставил вопрос об улучшении системы эвакуации и ремонта танков. При оккупации Судетской области Чехословакии в октябре 1938 года ситуация значительно улучшилась. К оперативным зонам танки Panzer I и Panzer II доставляли на грузовиках, чтобы хоть как-то сохранить мизерный ресурс гусениц.

К началу Второй Мировой войны 1 сентября 1939 года в Вермахте насчитывалось 1445 танков Pz.I.

Броня Pz.I легко пробивалась снарядами 37-мм противотанковых и 75-мм полевых пушек польской армии. Так, при прорыве позиций Волынской бригады кавалерии под Мокра, например, 35-й танковый полк 4-й танковой дивизии Вермахта потерял одиннадцать Pz.I, против которых поляки успешно применяли даже танкетки. Пулеметный обстрел бронебойными пулями двигателя и бензобаков давал неплохие результаты. При встречах же с танками 7ТР “единичке” и вовсе приходилось туго; например, 5 сентября, во время контрудара польских войск под г. Петркув-Трыбунальским танки 7ТР 2-го танкового батальона уничтожили пять Pz.I.

К концу польской компании потери Вермахта составили 320 Pz.I. Из них 89 машин были потеряны безвозвратно.

Для боевых действий в Дании и Норвегии на базе 35-го танкового полка 4-й танковой дивизии был сформирован 40-й батальон специального назначения (40.Pz.Abt.z.B.v.), материальную часть его в основном составляли танки Pz.I.

К началу наступления на Западе 10 мая 1940 года Панцерваффе располагали 1214 танками Pz.I, 523 из них находились в боеготовом состоянии. Количество машин этого типа в танковых соединениях Вермахта заметно уменьшилось. Больше всего - по 106 единиц - их имелось в 3-й и 4-й танковых дивизиях; в остальных дивизиях - от 35 до 86.

Наиболее крупным боем с участием Pz.I стала битва у Намюра. 12 и 13 мая 1940 года 3-я и 4-я немецкие танковые дивизии потеряли там 64 Pz.I. У Pz.I не было шансов при столкновении с французскими танками - толстобронными и вооруженными пусть слабыми, но все-таки пушками. Поэтому, несмотря на то, что во время французской кампании танковые бои носили эпизодический характер, потери немцев были весьма существенны - 182 Pz.I. В операциях Балканской кампании принимали участие Pz.I 2-й, 5-й и 11-й танковых дивизий. Стоит также упомянуть, что 25 Pz.I в составе 5-й легкой дивизии Африканского корпуса воевали в Северной Африке.

На 22 июня 1941 года Вермахт располагал 410 исправными танками Pz.I, причем в танковых частях первой линии имелось только 74 машины. Еще 245 танков находились в ремонте или переоборудовании.

К концу года на Восточном фронте были потеряны практически все задействованные Pz.I - 428 единиц. В боевых частях они уже почти не встречались, и за весь следующий - 1942 год - Красная Армия уничтожила лишь 92 Pz.I. В этом же году их сняли с вооружения. Оставшиеся машины переделывали в основном в транспортеры боеприпасов. Некоторое их количество использовалось в составе полицейских частей в боях с партизанами, а в Германии - для подготовки и обучения танкистов.

Трофейные танки Pz.I, правда весьма ограниченно, применялись Красной Армией, и только в 1941 и 1942 годах.

Тактико-технические характеристики Pz.Kpfw.I Ausf.A:
боевая масса: 5,4 т;
экипаж: 2 чел.;
длина: 4020 мм;
ширина: 2060 мм;
высота: 1720 мм;
двигатель: Krupp M305, 4 цилиндра;
мощность двигателя: 57 л.с.;
вооружение: два пулемета MG-13;
бронирование: от 6 мм до 13 мм;
максимальная скорость по шоссе: 57 км/ч;
запас хода по шоссе: 145 км;
запас хода по местности: 100 км.

Тактико-технические характеристики Pz.Kpfw.I Ausf.B:
боевая масса: 5,8 т;
экипаж: 2 чел.;
длина: 4420 мм;
ширина: 2060 мм;
высота: 1720 мм;
двигатель: Maybach NL 38TR, 6 цилиндров;
мощность двигателя: 100 л.с.;
вооружение: два пулемета MG-13 (ранних выпусков) или два пулемета MG-34 (поздних выпусков);
бронирование: от 6 мм до 13 мм;
максимальная скорость по шоссе: 40 км/ч;
запас хода по шоссе: 140 км;
запас хода по местности: 115 км.

Тактико-технические характеристики Pz.Kpfw.I Ausf.C:
боевая масса: 8 т;
экипаж: 3 чел.;
длина: 4195 мм;
ширина: 1920 мм;
высота: 2010 мм;
двигатель: Maybach HL 45P, 6 цилиндров;
мощность двигателя: 150 л.с.;
вооружение: 20-мм автоматическая пушка EW 141 и спаренный с ней пулемет MG-34;
бронирование: от 22 мм до 30 мм;
максимальная скорость по шоссе: 79 км/ч;
запас хода по шоссе: 300 км.

Тактико-технические характеристики Pz.Kpfw.I Ausf.F:
боевая масса: 21 т;
экипаж: 2 чел.;
длина: 4379 мм;
ширина: 2640 мм;
высота: 2050 мм;
двигатель: Maybach HL 45P, 6 цилиндров;
мощность двигателя: 150 л.с.;
вооружение: два пулемета MG-34;
бронирование: от 50 мм до 80 мм;
максимальная скорость по шоссе: 25 км/ч;
запас хода по шоссе: 150 км.


 
Форум » Вторая мировая война » Бронетехника Германии » Лёгкий танк PzKpfw I
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: