Pz.Kpfw.IV Ausf A
Pz.Kpfw.IV Ausf B
Pz.Kpfw.IV Ausf D
Pz.Kpfw.IV Ausf E
Pz.Kpfw.IV Ausf F1
Pz.Kpfw.IV Ausf F2
Pz.Kpfw.IV Ausf G
Pz.Kpfw.IV Ausf H
z.Kpfw.IV Ausf A, 1-ая танковая дивизия. польша, сентябрь 1939 г.
z.Kpfw.IV Ausf D, 6-ая танковая дивизия, лето 1941 г.
Pz.Kpfw.IV Ausf E
Pz.Kpfw.IV Ausf G
Pz.Kpfw.IV Ausf J
История создания и серийные модификации.
Самый массовый танк Вермахта. Единственный немецкий танк, который находился в серийном производстве всю Вторую Мировую войну. Разработан фирмой “Krupp” как танк для командиров танковых батальонов. С 1937 года по 1945 год изготовлено свыше 8700 единиц. Танки этой марки выпускались в 10 модификациях. Уже в начале 30-х годов в Германии была выработана доктрина строительства танковых войск, сложились взгляды и на тактическое использование различных типов танков. И если легкие машины (Рz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II) рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то их более тяжелые танки - Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV - как полноценные боевые танки. При этом Pz.Kpfw.III должен был выполнять функции среднего танка, а Pz.Kpfw.IV - танка поддержки.
Проект последнего разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название Bataillonsfuhrerwagen - BW. По своей конструкции он был очень близок к танку ZW - будущему Pz.Kpfw.III, но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, BW отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определенный резерв для его модернизации.
Новый танк предполагалось вооружить крупнокалиберным орудием и двумя пулеметами. Компоновка закладывалась классическая - однобашенная, с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии. Забронированный объем обеспечивал нормальную работу экипажа из 5 человек и размещение снаряжения.
Проектированием BW занимались фирмы “Rheinmetall-Borsig AG” в Дюссельдорфе и “Friedrich Krupp AG” в Эссене. Свои проекты, также представили фирмы “Daimler-Benz” и “MAN”. Интересно отметить, что все варианты, за исключением “рейнметалловского”, имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра, разработанную инженером Е.Книпкампом. Единственный же построенный в металле прототип - VK 2001(Rh) - был оснащен ходовой частью, почти полностью заимствованной у тяжелого многобашенного танка Nb.Fz., несколько образцов которого изготовили в 1934-1935 гг. Этой конструкции ходовой части и отдали предпочтение.
Заказ на производство танка 7,5-cm Geschutz-Panzerwagen (Vs.Kfz.618) - “бронированная машина с 75-мм пушкой (экспериментальный образец 618)” - в 1935 году получила фирма “Krupp”. В апреле 1936 года название было изменено на Panzerkampfwagen IV (сокращенно Pz.Kpfw.IV, часто встречается Panzer IV, и совсем краткое - Pz.IV). По сквозной системе обозначений подвижных средств Вермахта танк имел индекс Sd.Kfz.161. Несколько машин нулевой серии были изготовлены в цехах “крупповского” завода в Эссене, но уже в октябре 1937 года производство перенесли на завод “Krupp-Gruson AG” в Магдебурге, где начался выпуск боевых машин модификации Ausf.А.
Первый Panzerkampfwagen IV Ausf.A был построен в октябре 1937 года. Броневая защита корпуса Ausf.A колебалась от 15 (борта и корма) до 20 (лоб) мм. Лобовая броня башни достигала 30 мм, бортов - 20 мм, кормы - 10 мм. Боевая масса танка составила 17,3 т. Вооружение - 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24); в ее боекомплект входило 120 выстрелов. Два пулемета MG 34 калибра 7,92-мм (один - спаренный с пушкой, другой - курсовой) имели боезапас в 3000 патронов. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108 TR мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин и пятискоростной механической коробкой передач типа Zahnradfabrik ZF SFG75. Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса.
Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Впоследствии при многочисленных модернизациях Pz.Kpfw.IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений.
Характерными чертами машин модификации Ausf.А стали командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемет в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. Башня танка была смещена влево от его продольной оси на 51,7 мм, что объяснялось внутренней компоновкой механизма поворота башни, включавшего в себя двухтактный бензиновый двигатель, генератор и электромотор. До марта 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации Ausf.А. Практически это была установочная партия.
Pz.Kpfw.IV Ausf.B выпускался компанией “Krupp-Gruson AG” с апреля по сентябрь 1938 года. За этот период было выпущено 42 Ausf.B. Они поступили в боевые части в 1938 году и использовались до конца 1943 года.
Машины модификации Ausf.В несколько отличались Ausf.A. Ломаную лобовую плиту корпуса заменили на прямую, ликвидировали курсовой пулемет (на его месте появился смотровой прибор радиста, а справа от него - бойница для стрельбы из личного оружия), ввели новую командирскую башенку и перископический прибор наблюдения, изменили конструкцию бронировки почти всех смотровых приборов, вместо двухстворчатых крышек посадочных люков механика-водителя и радиста установили одностворчатые.
Танки Ausf.B оснащались двигателем Maybach HL120 TR мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин. На танк устанавливалась шестискоростная коробка передач ZF SSG76. Боекомплект сократился до 80 выстрелов и 2700 патронов. Броневая защита практически осталась прежней, лишь толщину лобовой брони корпуса и башни довели до 30 мм.
В октябре 1938 года, дальнейшее совершенствование Pz.Kpfw.IV привело к появлению версии Ausf.C, которая до августа 1939 года была выпущена в количестве 134 машин. Некоторые Ausf.C оставались в использовании в боевых действиях до 1943 года.
С 40-й машины серии (заводской номер - 80341) начали устанавливать новый двигатель Maybach HL120 TRM - в дальнейшем он применялся на всех последующих модификациях. К другим усовершенствованиям можно отнести специальный отбойник под стволом орудия для отгибания антенны при повороте башни и броневой кожух спаренного пулемета. Две машины Ausf.C переоборудовали в мостоукладчики. В целом, ранние версии Ausf.A/B/C были пробными, и использовались, главным образом, в испытательных и тренировочных целях. Некоторое количество также участвовало и в боевых действиях.
В 1939 году увидела свет следующая версия - Ausf.D. Компания “Krupp-Gruson AG” выпускала её до мая 1941 года. С октября 1939-го по май 1940 года было изготовлено 229 машин модификации Ausf.D, на которых вновь появились ломаная лобовая плита корпуса и курсовой пулемет с дополнительной прямоугольной бронировкой. Изменилась конструкция маски спаренной установки пушки и пулемета. Толщина бортовой брони корпуса и башни возросла до 20 мм. В 1940-1941 гг. лобовую броню корпуса усилили 20-мм листами. Танки Ausf.D поздних выпусков имели дополнительные вентиляционные отверстия в моторном отделении.
В 1941 году один танк Ausf.D в опытном порядке вооружили 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Планировалось перевооружить таким образом все машины этой модификации, однако зимой 1942-го предпочтение было отдано варианту F2 с 75-мм длинноствольной пушкой. В 1942-1943 гг. некоторое количество танков Pz.Kpfw.IV Ausf.D о ходе капитального ремонта получили такие пушки. В феврале 1942 года два танка переоборудовали в самоходные установки, вооруженные 105-мм гаубицами К18.
С сентября 1940 по апрель 1941 года производилась следующая модификация - Ausf.E. Всего было выпущено 233 машины. Главным отличием модификации Ausf.E от предшественников стало существенное увеличение толщины брони. Лобовую броню корпуса довели до 30 мм и вдобавок усилили 30-мм экраном. Лоб башни также был доведен до 30 мм, а маска - до 35-37 мм. Борта корпуса и башни имели 20-мм, а крыша и корма - 15-мм броню. Появились командирская башенка нового типа с усиленным до толщины 50-95 мм бронированием, башенный вентилятор, усовершенствованный смотровой прибор механика-водителя, шаровая установка курсового пулемета Kugelblende 30 (число 30 означает, что яблоко установки было приспособлено под крепление в 30-мм броню), упрощенные ведущее и направляющее колеса, ящик для снаряжения, крепившийся на корме башни. Подверглась изменениям и конструкция кормового листа башни.
Среди других нововведений - наблюдательный прибор механика-водителя с большей площадью остекления, смонтированная в задней части корпуса установка для пуска дымовых гранат (аналогичные установки стали ставить и на машины предыдущих модификация), люки для осмотра тормозов выполнены заподлицо с верхним бронелистом корпуса (на Ausf.A-D люки выступали над бронелистом и отмечались случаи, когда их срывало пулями противотанковых ружей).
Боевая масса танка составляла 21 т.
С апреля 1941 по март 1942 года компаниями “Krupp-Gruson”, “Vomag” и “Nibelungenwerke” выпускался следующий вариант - Ausf.F(F1). Было выпущено 487 таких машин. Pz.Kpfw.IV Ausf.F появился в результате анализа боевого применения машин предыдущих вариантов в Польше и Франции. Вновь возросла толщина брони; лоб корпуса и башни - до 50 мм, борта - до 30. Одностворчатые дверцы в бортах башни заменили на двустворчатые, лобовой лист корпуса опять стал прямым. Пулемет при этом сохранился, но теперь он размещался в шаровой установке Kugelblende 50. Поскольку масса корпуса танка возросла на 48%, по сравнению с Ausf.E, машина получила новую 400-мм гусеницу вместо применявшейся ранее 360-мм. Были выполнены дополнительные вентиляционные отверстия в крыше моторного отделения и в крышках трансмиссионных люков. Изменились размещение и конструкция глушителей двигателя и бензомотора поворота башни.
Все вышеперечисленные модификации танка Pz.Kpfw.IV вооружались короткоствольной 75-мм пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 385 м/с, которая была бессильна как против английской “Матильды”, так и против советских Т-34 и КВ. После выпуска 462 машин варианта Ausf.F производство их прекратили на один месяц. За это время в конструкцию танка внесли весьма существенные изменения: главное из них - установка 75-мм пушки KwK 40 с длиной ствола 43 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 770 м/с, разработанной конструкторами фирм “Krupp” и “Rheinmetall”. Производство этих орудий началось в марте 1942 года 4 апреля танк с новой пушкой был показан Гитлеру, и вслед за этим возобновился его выпуск. Машины с короткими пушками имели обозначение F1, а с новым орудием - F2. Боекомплект последних состоял из 87 выстрелов, 32 из которых размещались в башне. Машины получили новую маск-установку и новый прицел TZF 5f. Боевая масса достигла 23,6 т. До июля 1942 года было выпущено 175 Pz.Kpfw.IV Ausf.F2, еще 25 машин переоборудовали из F1.
Вариант Pz.Kpfw.IV Ausf.G (изготовлено 1687 единиц), выпуск которого начался в мае 1942 и продолжался до апреля 1943 года, принципиальных отличий от машин модификации F не имел. Единственной сразу бросающейся в глаза новинкой стал двухкамерный дульный тормоз пушки. Кроме того, на большей части выпущенных машин отсутствовали приборы наблюдения в лобовом листе башни справа от пушки и в правом борту башни. Впрочем, судя по фотографиям, этих приборов нет и на многих машинах варианта F2.
Последние 412 танков Ausf.G получили 75-мм пушку KwK 40 с длиной ствола в 48 калибров. Машины поздних выпусков оснащались 1450-кг “восточными гусеницами” - Ostketten, дополнительной 30-мм лобовой броней (ее получили около 700 танков) и бортовыми экранами, что делало их почти не отличимыми от следующей модификации - Ausf.H. Один из серийных танков был переоборудован в прототип самоходного орудия “Hummel”.
В апреле 1943 года был разработан Ausf.H. Он вооружался новейшей версией 75-мм орудия KwK 40 L/48 и оснащался бронеюбками. Танки модификации Ausf.Н получили 80-мм лобовую броню, антенна радиостанции была перенесена в корму корпуса, появились 5-мм бортовые экраны на корпусе и башне, предохранившие от кумулятивных (или, как их тогда у нас называли, бронепрожигающих) снарядов, изменилась конструкция ведущих колес. Часть танков имела необрезиненные поддерживающие катки. На Ausf.H устанавливалась коробка передач Zahnradfabrik ZF SSG77, аналогичная применяемой в танке Pz.Kpfw.III.
Ausf.H стал самой массовой модификацией Panzer IV. С апреля 1943 по июль 1944 года было произведено 3774 таких машины (компании “Krupp-Gruson”, “Vomag” и “Nibelungenwerke”). Ausf.H отличался формой водительского визора и наличием крепежей для установки зенитного пулемёта MG 34 и антенны.
В июне 1944 года стартовала версия Ausf.J, которая была очень похожа на предыдущую. Была проведена некоторая модернизация для упрощения производства (выхлопная система, подвеска). Её производство не прекращалось вплоть до марта 1945 года. За этот период компанией “Nibelungenwerke” было собрано 1758 машин. Все вариации Panzer IV имели электрический привод поворота башни, кроме Ausf.J, в которой башня поворачивалась вручную. Поздние модели Ausf.J имели стальные возвратные роллеры. Ausf.H и Ausf.J показали себя сильным оружием, когда управлялись опытными экипажами.
С марта по сентябрь 1944 года 97 танков Ausf.H (включая несколько Ausf.J) были переделаны в Panzerbefehlswagen IV (командирский танк). Другие 90 Ausf.J, в период с июля 1944 по март 1945 года, были переделаны в Panzerbeobachtungswagen IV Ausf.J (разведывательный танк).
Pz.Kpfw.IV в значительно больших количествах, чем другие немецкие танки, поставлялся на экспорт. Судя по немецкой статистике, к союзникам Германии, а также в Турцию и Испанию поступило в 1942-1944 гг. 490 боевых машин.
Первой Pz.IV получила Венгрия. В мае 1942 года туда прибыли 22 танка Ausf.F1, а сентябре - 10 Ausf.F2. Наиболее крупная партии была доставлена осенью 1944 - весной 1945-го; по разным данным, от 42 до 72 машин модификаций Н и J. Расхождение получилось потому, что в некоторых источниках подвергается сомнению факт поставки танков в 1945 году.
В октябре 1942-го первые 11 Pz.IV Ausf.G поступили в Румынию. В дальнейшем, в 1943-1944 гг. румыны получили еще 131 танк этого типа. Они использовались в боевых действиях как против Красной Армии, так и против Вермахта, после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции. Партия из 97 танков Ausf.G и Ausf.Н в период с сентября 1943 по февраль 1944 года была отправлена в Болгарию. С сентября 1944-го они принимали активное участие в боях с немецкими войсками, являясь главной ударной силой единственной болгарской танковой бригады. В 1950 году в болгарской армии еще числилось 11 боевых машин этого типа.
В 1943 году несколько танков Pz.Kpfw.IV Ausf.F1 и Ausf.G получила Хорватия; в 1944-м 14 Ausf.J - Финляндия, где их использовали до начала 60-х годов. При этом штатные пулеметы MG 34 с танков были сняты, а вместо них установлены советские ДТ.
Описание конструкции.
Компоновка танка - классическая, с передним расположением трансмиссии.
Отделение управления находилось в передней части боевой машины. В нем размещались главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления, контрольные приборы, курсовой пулемет (за исключением модификаций Ausf.В и Ausf.С), радиостанция и рабочие места двух членов экипажа - механика-водителя и стрелка-радиста.
Боевое отделение располагалось в средней части танка. Здесь находились (в башне) пушка и пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. Боекомплект размещался частично в башне, частично в корпусе. В моторном отделении, в кормовой части танка, находились двигатель и все его системы, а также вспомогательный двигатель механизма поворота башни.
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов с поверхностной цементацией, в основном расположенных под прямыми углами по отношению друг к другу.
В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста, которые закрывались прямоугольными крышками, откидывающимися на петлях. У модификации Ausf.А крышки - двустворчатые, у остальных - одностворчатые. В каждой крышке был предусмотрен лючок для запуска сигнальных ракет (за исключением вариантов Ausf.Н и Ausf.J).
В лобовом листе корпуса слева находился смотровой прибор механика-водителя, который включал в себя стеклоблок триплекс, закрываемый массивной броневой сдвижной или откидной заслонкой Sehklappe 30 или 50 (в зависимости от толщины лобовой брони), и бинокулярный перископический прибор наблюдения KFF 2 (у Ausf.A - KFF 1). Последний при отсутствии в нем надобности сдвигался вправо, и механик-водитель мог вести наблюдение через стеклоблок. У модификаций Ausf.В/С/D/Н/J перископический прибор отсутствовал.
По бортам отделения управления, слева от механика-водителя и справа от стрелка-радиста, имелись смотровые приборы триплекс, закрываемые откидными бронекрышками.
Между кормовой частью корпуса и боевым отделением находилась перегородка. В крыше моторного отделения имелись два люка, закрытых откидными крышками. Начиная с Ausf.F1 крышки оборудовались жалюзи. В обратном скосе левого борта было окно воздухопритока к радиатору, а в обратном скосе правого борта - окно воздухооттока от вентиляторов.
Башня - сворная, шестигранная, установлена на шариковой опоре на подбашенном листе корпуса. В ее передней части в маске располагались пушка, спаренный пулемет и прицел. Слева и справа от маски имелись лючки для наблюдения со стеклами триплекс. Лючки закрывались наружными броневыми заслонками изнутри башни. Начиная с модификации G, лючок справа от пушки отсутствовал.
Башня приводилась во вращение электромеханическим поворотным механизмом с максимальной скоростью 14 град/с. Полный оборот башни осуществлялся за 26 с. Маховики ручного привода башни располагались у рабочих мест наводчика и заряжающего.
В задней части крыши башни находилась командирская башенка с пятью смотровыми щелями со стеклами триплекс. Снаружи смотровые щели закрывались раздвижными броневыми заслонками, а люк в крыше башенки, предназначенный для входа и выхода командира танка, - двустворчатой крышкой (позже - одностворчатой). В башенке имелось устройство циферблатно-часового типа для определения места цели. Второе такое же устройство было в распоряжении наводчика и, получив приказ, он мог быстро развернуть башню на цель. У места механика-водителя размещался индикатор положения башни с двумя лампочками (кроме танков Ausf.J), благодаря которому он знал, в каком положении находятся башня и пушка (это особенно важно при движении по лесистой местности и населенным пунктам).
Для посадки и высадки членов экипажа в бортах башни имелись люки с одностворчатыми и двустворчатыми (начиная с варианта F1) крышками. В крышках люков и бортах башни устанавливались смотровые приборы. Кормовой лист башни был оборудован двумя лючками для стрельбы из личного оружия. На части машин модификаций Ausf.Н и Ausf.J, в связи с установкой экранов, смотровые приборы и лючки отсутствовали.
Основное вооружение танков модификаций Ausf.А-F1 - пушка 7,5-cm KwK 37 калибра 75-мм фирмы “Rheinmetall-Borsig”. Длина ствола пушки - 24 калибра (1765,3 мм). Масса пушки - 490 кг. Вертикальная наводка - в пределах от -10 градусов до +20 градусов. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В ее боекомплект входили выстрелы с дымовыми (масса 6,21 кг, начальная скорость 455 м/с), осколочно-фугасными (5,73 кг, 450 м/с), бронебойными (6,8 кг, 385 м/с) и кумулятивными (4,44 кг, 450...485 м/с) снарядами.
Танки Ausf.F2 и часть танков Ausf.G вооружались пушкой 7,5-cm KwK 40 с длиной ствола 43 калибра (3473 мм), имевшей массу 670 кг. Часть танков Ausf.G и машины Ausf.H и J оснащались пушкой 7,5-cm KwK 40 с длиной ствола 48 калибров (3855 мм) и массой 750 кг. Вертикальная наводка -8 градусов...+20 градусов. Предельная длина отката - 520 мм. На марше пушка фиксировалась на угле возвышения +16 градусов.
С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке (кроме модификаций Ausf.В и Ausf.С). На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschfflzgerat 41 или 42 можно было установить зенитный пулемет MG 34.
Боекомплект пушки в зависимости от модификации танка колебался от 80 до 122 выстрелов. У командирских танков и машин передовых артиллерийских наблюдателей он составлял 64 выстрела. Боекомплект пулеметов - 2700…3150 патронов.
Танки Pz.IV первоначально оборудовали монокулярным телескопическим прицелом TZF 5b, а начиная с Ausf.E - TZF 5f или TZF 5f/1. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение. Курсовой пулемет MG 34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF 2.
На танке устанавливались двигатели Maybach HL 108 TR, HL 120 TR и HL 120 TRM, 12-цилиндровые, V-образные, карбюраторные, четырехтактные.
Топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость трех бензобаков 420 л (140+110+170). Танки Ausf.J имели четвертый топливный бак емкостью 189 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 330 л, по бездорожью - 500 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух топливных насосов Solex, карбюраторов - два, марки Solex 40 JFF II.
Система охлаждения - жидкостная, с одним радиатором, расположенным наклонно с левой стороны двигателя. С правой стороны двигателя находились два вентилятора.
Трансмиссия состояла из карданной передачи, трехдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, планетарного механизма поворота, бортовых передач и тормозов.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах; четырех (у части Ausf.J - трех) сдвоенных обрезиненных (кроме Ausf.J и части Ausf.H) поддерживающих катков.
Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 101 (начиная с варианта F1 - 99) одногребневого трака каждая. Ширина гусеницы 360 мм (до варианта Е), а затем - 400 мм.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генератор Bosch GTLN 600/12-1500 мощностью 0,6 кВт (у Ausf.А - два генератора Bosch GOL300/12 мощностью по 300 кВт каждый), четыре аккумулятора Bosch. Потребители: электростартер Bosch BPD 4/24 мощностью 2,9 кВт (у Ausf.А - два стартера), система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещении, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов.
Все танки Pz.IV оснащались радиостанцией Fu 5, с дальностью действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.
Тактико-технические характеристики Pz.Kpfw.IV Ausf. A:
боевая масса: 17,3 т;
экипаж: 5 чел.;
двигатель: Maybach HL 108 TR, 12 цилиндров;
мощность: 250 л.с.;
длина: 5,92 м;
ширина: 2,83 м;
высота: 2,68 м;
бронирование: 14,5-20 мм;
вооружение: 75-мм пушка KwK 37 и два 7,92-мм пулемёта MG 34;
боекомплект: 120 выстрелов снарядов, 3000 патронов;
максимальная скорость по шоссе: 30 км/ч;
максимальная скорость по местности: 17 км/ч;
запас хода по шоссе: 140 км;
запас хода по местности: 90 км.
Тактико-технические характеристики Pz.Kpfw.IV Ausf. D:
боевая масса: 20 т;
экипаж: 5 чел.;
двигатель: Maybach HL 120 TRM, 12 цилиндров;
мощность: 300 л.с.;
длина: 5,92 м;
ширина: 2,84 м;
высота: 2,68 м;
бронирование: 30-60 мм;
вооружение: 75-мм пушка и два 7,92-мм пулемёта MG 34;
боекомплект: 80 выстрелов, 2700 патронов;
максимальная скорость по шоссе: 42 км/ч;
максимальная скорость по местности: 20 км/ч;
запас хода по шоссе: 210 км;
запас хода по местности: 130 км.
Тактико-технические характеристики Pz.Kpfw.IV Ausf. G:
боевая масса: 23,5 т;
экипаж: 5 чел.;
двигатель: Maybach HL 120 TRM, 12 цилиндров;
мощность: 300 л.с.;
длина: 6,63 м (с орудием);
ширина: 2,88 м (без бронеюбки);
высота: 2,68 м;
бронирование: 20-50 мм;
вооружение: 75-мм пушка и два 7,92-мм пулемёта MG 34;
боекомплект: 87 выстрелов, 2250 патронов;
максимальная скорость по шоссе: 40 км/ч;
максимальная скорость по местности: 16 км/ч;
запас хода по шоссе: 210 км;
запас хода по местности: 130 км.
Тактико-технические характеристики Pz.Kpfw.IV Ausf. J:
боевая масса: 25 т;
экипаж: 5 чел.;
двигатель: Maybach HL 120 TRM, 12 цилиндров;
мощность: 300 л.с.;
длина: 7,15 м;
ширина: 2,88 м;
высота: 2,68 м;
бронирование: 20-80 мм;
вооружение: 75-мм пушка KwK 40 и два 7,92-мм пулемёта MG 34;
максимальная скорость по шоссе: 38 км/ч;
максимальная скорость по местности: 24 км/ч;
запас хода по шоссе: 300 км;
запас хода по местности: 210 км.