Четверг, 25.04.2024, 03:07
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Вторая мировая война » Бронетехника Германии » Бронетранспортёр Sd.Kfz.251.
Бронетранспортёр Sd.Kfz.251.
-Panzer-Дата: Воскресенье, 23.11.2008, 12:30 | Сообщение # 1
Пользователь
Сообщений: 180
Откуда: Ангарск
Репутация: « 8 »
Награды: 0
Статус: :-(
За 100 Постов
Бронетранспортёр Sd.Kfz.251.























История создания и боевое применение.
Средний полугусеничный бронетранспортер был разработан в 1937 году фирмой “Hanomag”. В серийное производство он был запущен в 1939 году. Бронекорпуса поступали с фирмы “Bussing-NAG”, а сборка осуществлялась на заводах фирм “Hanomag”, “Borgward”, “Hansa-Lloyd-Goliath”, “Weserhutte”, “Wumag”, “Schichau”, “MNH”, “Stoewer”, “Deutsche Werke” и “Evans + Pistor”.

Еще в 1936 году германский танковый теоретик генерал Гейнц Гудериан сформулировал следующее положение: “Задача пехоты состоит в том, чтобы немедленно использовать эффект танковой атаки для быстрого продвижения вперед и развития успеха до тех пор, пока местность не будет полностью захвачена и очищена от противника”. Это положение показывает, какая роль отводится пехоте при взаимодействии ее с танками. Гудериан правильно предвидел, что в условиях все возраставшей эффективности противотанкового оружия потери атакующих танков, не имевших прикрытия пехоты, будут слишком большими. Да и сам захват и удержание местности одними танками без пехоты были невозможны.

Технический вопрос сопровождения танков пехотой в разных армиях решался по-разному. В Красной Армии, например, с начала 30-х годов XX века и вплоть до конца Второй Мировой войны для этой цели использовался так называемый танковый десант – группа пехотинцев (обычно стрелковое отделение), которая располагалась непосредственно на броне танка. В Германии же, имевшей значительно более мощную автомобильную и тракторную промышленность, пошли иным путем – создавали бронетранспортеры. Немецкие бронетранспортеры периода Второй Мировой войны разрабатывались на базе полугусеничных артиллерийских тягачей. Целое семейство таких тягачей, созданное в 30-е годы, обеспечивало буксировку орудий массой до 18 т. Шасси двух из них – 1-тонного Sd.Kfz.10 и 3-тонного Sd.Kfz.11 – и использовалось при изготовлении бронетранспортеров Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251 соответственно.

Последний, ставший самой массовой легкой бронированной машиной Вермахта, представлял собой средний полугусеничный бронетранспортер, предназначавшийся для транспортировки мотопехотного отделения. В составе каждой немецкой танковой дивизии, как правило, имелся мотострелковый батальон или полк, вооруженный бронетранспортерами Sd.Kfz.251.

С точки зрения конструкции, бронетранспортер представлял собой импровизацию: на шасси полугусеничного трехтонного тягача были смонтированы броневые листы, превратившие его в бронированную машину для перевозки личного состава. Как и у легкого бронетранспортера Sd.Kfz.250, в ходовой части были использованы гусеницы с игольчатыми шарнирами и наружными резиновыми подушками, опорные катки в шахматном расположении и передняя ось с управляемыми колесами. В трансмиссии применялась обычная четырехступенчатая коробка передач.

Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 выпускались в четырех модификациях – Ausf.A, B, C и D, а также в 23 специализированных вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением и оборудованием. При этом модификации Ausf.А, B, С отличались друг от друга лишь некоторыми элементами бронекорпуса и расположением люков, а модификация Ausf.D имела упрощенную форму бронекорпуса, что существенно улучшало ее технологичность.

Специализированные варианты бронетранспортера были обозначены цифрами, например Sd.Kfz.251/3 или Sd.Kfz.251/16. Следует особо отметить, что специализированный вариант бронетранспортера мог принадлежать к любой из четырех модификаций, например Sd.Kfz.251/3 выпускался на базе Ausf.A и Ausf.D.

Впервые бронетранспортеры Sd.Kfz.251 были использованы в бою во время агрессии против Польши в 1939 году. Небольшое количество Sd.Kfz.251 поступило в 1-ю и 3-ю танковые дивизии, где их применяли, главным образом, как машины командования (Sd.Kfz.251/3 и Sd.Kfz.251/6), а в артиллерийских частях как тягачи пушек (Sd.Kfz.251/4). К 1 сентября было выпущено 68 бронетранспортеров Sd.Kfz.251, однако в точности не известно сколько из них было использовано в боях.

К маю 1940 года немецкая армия располагала уже 338 бронетранспортерами разных модификаций. Больше всего Sd.Kfz.251 было в 1-й стрелковой бригаде (1.Schutzen Brigade) 1-й танковой дивизии. Бронетранспортеры также использовали как командирские машины, артиллерийские тягачи и машины связи (Sd.Kfz.251/3 и Sd.Kfz.251/11). В батареях штурмовых орудий (Heeres Sturmgeschuetz Batterie) Sd.Kfz.251 применяли в качестве передвижных командных пунктов. Во время французской кампании Вермахт потерял 17 бронетранспортеров Sd.Kfz.251. Вообще, штаты многих частей предусматривали вооружение их бронетранспортерами, но в действительности далеко не каждая часть имела их в достаточном количестве.

Расширение серийного выпуска позволило повысить численность бронетранспортеров в частях. В Балканской кампании участвовало сравнительно большое количество частей, оснащенных Sd.Kfz.251, в том числе 2, 5, 8 и 11-я танковые дивизии. Транспортеры Sd.Kfz.251 состояли на вооружении некоторых подразделений бригады СС “Адольф Гитлер”. Два Sd.Kfz.251 было в распоряжении обергруппенфюрера СС Дитриха.

Наиболее же массово бронетранспортеры Sd.Kfz.251 всех модификаций использовались на советско-германском фронте. Укомплектованность ими танковых и моторизованных частей была разной. Скажем, в начале операции “Барбаросса” больше всего машин этого типа состояло на вооружении 1-й танковой дивизии, где первые батальоны 1-го и 113-го стрелковых полков (Schutzen Regiment) – так официально до 1943 года именовалась мотопехота Вермахта – имели Sd.Kfz.251. В 14-й же, 16-й и 19-й танковых дивизиях бронетранспортеров не было вообще. Такое положение сохранялось вплоть до конца войны как из-за все увеличивавшегося числа танковых и моторизованных соединений, так и по причине все возраставших потерь.

Танковая дивизия “образца 1945” должна была иметь 90 бронетранспортеров: 30 Sd.Kfz.251/1, 24 машины связи Sd.Kfz.251/3, шесть огнеметных Sd.Kfz.251/6, 12 зенитных Sd.Kfz.251/21 с тремя строенными авиационными автоматическими пушками Mauser и 18 противотанковых Sd.Kfz.251/22 с 75-мм пушками PaK-40/1. Однако осуществить этот план не удалось.

Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 использовались Вермахтом, войсками СС и Люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца войны – на 1 марта 1945 года в войсках их имелось 6540 единиц. Бронетранспортеры Sd.Kfz.251, в принципе, не экспортировались в другие государства Оси. Незначительное количество этих машин получила Румыния (главным образом Sd.Kfz.251 Ausf.D). Единичные экземпляры попали в финскую и венгерскую армии. Трофейные Sd.Kfz.251 (часто с перевооружением) применялись армиями стран антигитлеровской коалиции, в том числе и Красной Армией.

Всего же с июня 1939 по март 1945 года немецкие заводы изготовили 15 252 боевые машины 23 специализированных вариантов в четырех базовых модификациях. До сентября 1943 года выпускались модификации Ausf.А, В и С (4650 единиц), а затем до конца войны – Ausf.D (10 602 единицы).

После Второй Мировой войны одной из стран, активно использовавшей трофейную немецкую бронетехнику, была Чехословакия. Это объясняется тем, что многие образцы германских боевых машин изготавливались на чешских заводах. В течение нескольких послевоенных лет на вооружении чехословацкой армии состояли танки Pz.IV, САУ Hetzer и бронетранспортеры Sd.Kfz.251. По мере поступления бронетанковой техники из СССР немецкие танки и САУ списывались. Иначе обстояло дело с бронетранспортерами – их производство в СССР в конце 40-х годов было невелико и на экспорт они не поставлялись. Поэтому в Чехословакии и было принято решение развернуть серийный выпуск немецкого бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.D, кардинально его при этом модернизировав. На машине установили 8-цилиндровый V-образный дизель воздушного охлаждения Tatra T-928-3 рабочим объемом 9848 см3 и мощностью 130 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссию и ходовую часть оставили практически без изменений. Существенным переделкам подвергся корпус. В его бортах появились бойницы для стрельбы из личного оружия десанта, а форма кормы была заимствована от модификации Ausf.C. Но самым главным нововведением стала крыша, оборудованная люками для посадки и высадки пехотинцев. На люке командира смонтировали турель для установки чехословацкого 7,62-мм пулемета М59. В результате всех этих изменений масса бронетранспортера возросла до 14,45 т.

В таком виде в начале 50-х годов машину приняли на вооружение Чехословацкой народной армии под обозначением ОТ-810. Она эксплуатировалась вплоть до середины 60-х годов, пока в войска не начали поступать новые, более совершенные боевые машины ОТ-64. Но и тогда для ОТ-810 нашлась работа в противотанковых подразделениях. Над десантным отделением бронетранспортера надстроили броневую рубку, в которой установили 82-мм безоткатную пушку М59А.

Описание конструкции.
По конструктивной схеме полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 состоял из моторного отделения и располагавшегося за ним боевого отделения (отделения экипажа), в котором размещался экипаж (механик-водитель и командир машины) и десантники-пехотинцы или вооружение (например, противотанковая пушка, миномет). В боевом отделении монтировалось также специальное оборудование (аппаратура связи или прибор ночного видения).

Корпус транспортера состоял из каркаса, выполненного из стальных угловых и тавровых профилей, к которому приклепывались или приваривались броневые плиты, повышенная твердость которых обеспечивалась путем поверхностного цементирования. Лобовая бортовая и кормовая броня имела толщину 14,5 мм, крыша и днище корпуса – 8 мм.

В передней части корпуса машины располагалось моторное отделение, в котором размещались двигатель, топливный бак, механизм рулевого управления передней осью и т.д. За противопожарной перегородкой находились рабочие места водителя и командира машины. В распоряжении водителя имелись приборы контроля работы двигателя (датчики температуры, давления масла, тахометр, указатель количества топлива), спидометр и контрольные индикаторы электрооборудования. Управление машиной осуществлялось с помощью руля и педалей сцепления, тормоза и газа. Справа от сидения водителя располагается рычаг переключения скоростей коробки передач и рычаг ручного тормоза.

Справа от механика водителя обычно сидел командир бронетранспортера. В некоторых вариантах, например, Sd.Kfz.251/9, место командира (в этом случае командира орудия) было перенесено в корму боевого отделения. В лобовом листе боевого отделения для механика-водителя и командира были предусмотрены две смотровые щели, закрытые бронестеклом.

По обе стороны боевого отделения находились скамьи пехотинцев-десантников. Первоначально они были обтянуты дермантином (модификации Ausf.А/В/С), позже их заменили простым брезентом, натянутым на каркас из стальных трубок. Устанавливались также и деревянные скамейки. На бортах имелись держатели для крепления внутри машины вооружения солдат десанта – 7,92-мм карабинов Mauser 98k и 9-мм пистолетов-пулеметов МР-38 и МР-40.

У специализированных вариантов транспортера интерьер боевого отделения был переделан таким образом, чтобы там могли разместиться дополнительные средства связи, пушка или прибор ночного видения. В санитарной версии бронетранспортера в боевом отделении располагались стеллажи для носилок. В бортах боевого отделения машин модификации Ausf.А имелось 6 смотровых щелей – по три с каждой стороны – прикрытые бронестеклом.

На передних крыльях имелись “усики” обозначавшие максимальные габариты машины по ширине. Там же находились фары (или одна фара). На левом крыле размещался ходовой фонарь типа Notek. На корме машины располагались два габаритных фонаря, там же находилась и антенна радиостанции (антенна также могла крепиться сбоку корпуса).

В качестве силовой установки бронетранспортеры Sd.Kfz.251 оборудовались шестицилиндровыми карбюраторными рядными двигателями жидкостного охлаждения Maybach HL 42 TUKRM с верхним расположением клапанов (по одному клапану на каждый цилиндр). Рабочий объем двигателя составлял 4171см3.

С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили двухдисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом Fichtel & Sachs Mechano PF 220K, четырехскоростная планетарная коробка передач Hanomag 021–32785 U50, обеспечивавшая движение машины вперед на четырех скоростях и задний ход, демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза. Для движения по пересеченной местности включалась специальная передача. Переключение скоростей осуществлялось с помощью двух рычагов, располагавшихся справа от сиденья механика-водителя. Передние колеса оборудовались пневматическими дисковыми тормозами Cletrack (вспомогательный тормоз), ведущие колеса гусениц – также пневматическими дисковыми тормозами (главный тормоз). Тормозную систему типа 440x80 производила фирма “Perrot”.

Один радиатор системы охлаждения располагался перед блоком двигателя. В верхней броневой плите моторного отделения (Sd.Kfz.251 Ausf.A и Ausf.В) имелось затянутое сеткой вентиляционное отверстие. В машинах поздних выпусков вентиляционное отверстие было устранено. Глушитель располагался слева на корпусе между передними колесами и гусеницей бронетранспортера.

Силовая установка позволяла бронетранспортеру с боевой массой 9 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 50 км/ч. Топливный бак на 160 литров располагался в передней части корпуса между двигателем и противопожарной перегородкой, которая отделяла моторное отделение от боевого. При движении по дороге с твердым покрытием расход топлива на 100 км составлял 40 литров, а при движении по пересеченной местности – 80 литров. С полным баком запас хода составлял 300 км.

Электрооборудование однопроводное, напряжением 12 В, питалось от генератора Bosch RKCN 300/12-1300 мощностью 300 Вт. Кроме генератора источником тока служили два 12-вольтовых свинцовых аккумулятора Bosch емкостью по 75 Ач. Аккумуляторы размещались в контейнере под сиденьем командира машины. Эти источники энергии обеспечивали подсветку приборов управления, работу клаксона, фар, радиостанции, ходовых и габаритных огней, а на машинах вооруженных пушкой, – подсветку прицела и функционирование электроспуска. На бронетранспортерах Sd.Kfz.251/20 монтировался дополнительный генератор, который приводился в действие от двигателя и обеспечивал электроэнергией прибор ночного видения.

Основным вооружением бронетранспортера являлся пулемет MG-34 или MG-42 калибра 7,92-мм, который крепился сверху в передней части боевого отделения. На бронетранспортерах модификаций Ausf.B, C, D пулемет оборудовался броневым щитком толщиной 6 мм. В корме боевого отделения имелся шкворень для установки второго пулемета MG-34 или MG-42, из которого можно было вести огонь по воздушным целям. Боекомплект к пулеметам состоял из 2010 патронов. В специальных модификациях бронетранспортеров боекомплект был меньше.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 имел полугусеничное шасси, рама которого изготавливалась из коробчатых профилей сваренных из стальных уголков, и усиленных траверсами. В состав шасси входили управляемый передний мост с поперечной полуэллиптической листовой рессорой, оборудованный колесами с пневматическими низкопрофильными шинами Continental или Michelin размером 190-18 и гусеничный движитель с индивидуальной торсионной подвеской, который, применительно к одному борту, состоял из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса заднего расположения с винтовым натяжным механизмом и шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке в три ряда. Опорными были катки только из двух внутренних рядов. Внешний ряд катков воспринимал нагрузку лишь при движении по бездорожью.

Первый опорный каток в правом ряду на 140 мм был смещен назад в связи с особенностью крепления торсионных валов. Опорные катки с восемью круглыми отверстиями штамповались из листовой стали толщиной 8-12 мм и снабжались резиновыми бандажами. Ведущие колеса были литыми.

Стальные гусеницы с гребневым зацеплением имели ширину 280 мм и состояли из 55-56 траков каждая. Пальцы гусениц были установлены на игольчатых подшипниках и обеспечивали им большую износоустойчивость, а также высокий КПД ходовой части и хорошую динамику машины. Такая гусеница могла надежно работать в пределах пробега 12-15 тыс. км. Для бесшумности хода бронетранспортера, предохранения дорог с твердым покрытием от разрушения и надежной работы игольчатых подшипников к наружной части трака с помощью болтов прикреплялась резиновая подушка. Трак гусеницы имел разное сечение по высоте, благодаря чему по мере погружения трака в грунт удельное давление уменьшалось. Эта конструктивная особенность трака обеспечивала повышение проходимости по мягким грунтам. Однако передние колеса, имевшие большое удельное давление, при движении по раскисшим дорогам, погружались в грунт, чем создавалось чрезмерное добавочное сопротивление движению. При этом или пробуксовывал гусеничный движитель, или глох двигатель.

В целом, в отличие от танка, бронетранспортер Sd.Kfz.251 не был полноценной вездеходной машиной. Ходовая часть обеспечивала ему высокую подвижность на дорогах с твердым покрытием, а на грунтовых дорогах и на местности – только в летнее сухое время, что существенно ограничивало тактическое использование бронетранспортера.

Управление машиной при поворотах до 15° обеспечивалось поворотом передних колес, как у обычного автомобиля. Однако при повороте с большим углом замедляющий механизм отключал ходовую часть с внутренней стороны поворота и вместе с тем переключал от 56 до 100 процентов мощности на гусеницу с внешней стороны поворота.

Использование полугусеничного шасси позволило значительно упростить конструкцию машины, сохранив при этом высокую проходимость.

В качестве стандартного радиооборудования бронетранспортеры Sd.Kfz.251 оснащались ультракоротковолновым приемопередатчиком FuG Spr Ger A-F с прутовой антенной длиной 2 м. Радиостанция обеспечивала связь на расстоянии до 3 км. В машине она располагалась в передней части корпуса справа от места командира бронетранспортера. На бронетранспортерах, которые использовались в качестве машин связи и штабных использовались и другие типы радиостанций. В состав средств связи и сигнализации входили также набор сигнальных флажков, ракетница LP или LP 42 калибра 27-мм и комплект сигнальных и осветительных ракет.

Дополнительное оснащение бронетранспортера состояло из канистр с топливом или водой, шанцевого инструмента (лом, топор и лопата), который крепился к бортам корпуса, стандартного комплекта запасных частей, которые хранились в боковых инструментальных ящиках. В бронетранспортерах Sd.Kfz.251 Ausf.D эти ящики были встроенными и составляли неотъемлемую часть корпуса. Внутри боевого отделения хранились огнетушитель и аптечка первой помощи. Кроме того, бронетранспортеры укомплектовывались брезентовым тентом, который экипаж разворачивал над открытым боевым отделением в случае плохих погодных условий. Санитарная машина Sd.Kfz.251/8 перевозила также емкость с питьевой водой и увеличенный запас лекарств и перевязочных материалов, а ее боевое отделение было приспособлено для транспортировки раненых на носилках.

Окраска и опознавательные знаки.
Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 были окрашены также, как и другая бронетехника Вермахта.

В период 1939-1943 гг. бронетранспортеры Sd.Kfz.251 были выкрашены однотонно краской Panzer Grau RAL 7027. Этот камуфляж был введен инструкцией от 30 июля 1940 года (Heeres Mitelungen №864 от 30.07.1940). В полевых условиях корпус бронетранспортера часто обмазывали грязью, чтобы лучше закамуфлировать машину. Зимой бронетранспортеры были выкрашены белой смываемой краской (инструкция от 18 ноября 1941 года).

В некоторых частях применяли нестандартный двухцветный камуфляж (темно-серый и темно-зеленый).

В начале 1943 года (Heeres Mitelungen №181 от 18 февраля 1943 года) ввели новый тип камуфляжа, согласно которому весь Sd.Kfz.251 еще на заводе выкрашивался в темно-желтый цвет Wehrmacht Olive, а в полевых условиях на него наносили нерегулярные пятна оливково-зеленого Olive Gruen RAL 8002 и темно-коричневого Brun RAL 8017 цвета. Расположение пятен соответствовало погодным условиям и характеру местности. Можно говорить об “осеннем” камуфляже, в котором преобладали коричневые цвета, и “весенне-летнем” с преобладанием зелени. Однако, чаще всего использовали двухцветный камуфляж – Wehrmacht Olive – Olive Gruen.

В августе 1944 года была введена новая схема камуфляжа, в которой использовали красители Brun RAL 8012 и Olive Gruen RAL 6003. RAL 6003 был значительно темнее, чем применявшийся раньше RAL 8002, а RAL 8012 имел красно-кирпичный оттенок. С ноября 1944 года RAL 6003 стали использовать в качестве основного цвета вместо Wehrmacht Olive, а последний стал дополнительным цветом. Пигменты доставляли в части в десяти- или пятнадцатикилограммовых бочках и уже на месте растворяли водой, бензином и нефтью. Полученную краску наносили кистью или пульверизатором.

Машины Африканского экспедиционного корпуса были выкрашены по инструкции, учитывающей особенности этого театра военных действий. В марте 1941 года был введен камуфляж, согласно которому 2/3 поверхности бронетранспортеров выкрашивали в желто-коричневый цвет Gelb Braun, который также называли Afrika Korps Gelb RAL 8000, а остальную поверхность – серо-зеленым Grau RAL 7008. Иногда бронетранспортеры целиком красили в RAL 8000. В Африке встречались бронетранспортеры Sd.Kfz.251, окрашенные “по-европейски”, то есть целиком краской Panzer Grau RAL 7027. В 1942 году начали применять более темную краску Gelb Brun RAL 8020.

Внутри бронетранспортер был выкрашен белой или кремовой красной. Во время войны вместо нее часто использовали основной цвет камуфляжа – Wehrmacht Olive.

На бронетранспортерах Sd.Kfz.251 использовали стандартную систему тактических обозначений, принятую в танковых и гренадерских дивизиях Панцерваффе и СС, а также Люфтваффе и Кригсмарине. Цифровой код наносили на бортах, а также иногда на корме. Тактический номер обозначал принадлежность бронетранспортера к определенной части (батальон, полк).

Трехцифровой код позволял точно определить к какой роте, взводу и возможно батальону принадлежит данный бронетранспортер. Например, машина с номером “323” – это третий бронетранспортер из 3-й роты, 2-го взвода. Иногда бронетранспортеры перемещали внутри части, поэтому номер не всегда соответствовал действительности. Бронетранспортеры, принадлежавшие штабу батальона, полка, дивизии или корпуса или дежурным офицерам были обозначены литерно-цифровым кодом, например “I03”, применяли и двухцифровые обозначения, например “17”.

Цифры высотой 200-600 мм. Чаще всего тактические номера наносили красной, реже черной или голубой краской. Цифры номера, как правило, были обведены тонкой белой каймой.

Бронетранспортеры Sd.Kfz.251, используемые в частях немецкой армии, часто несли “автомобильные” регистрационные номера. Бронетранспортеры, принадлежавшие Вермахту имели номера серии “WH”, СС – “SS”, Люфтваффе – “WL”, а Кригсмарине – “WM”. Передний номер был размером 90x470 мм, а задний – 200x320 мм. Часто регистрационный номер просто рисовали красной на броне, а не изготавливали в виде таблички. По регистрационному номеру можно было определить военный округ, к которому принадлежала данная часть, так как каждый округ имел выделенный блок номеров.

Модификации.
Sd.Kfz.251/1 – базовый вариант бронетранспортера. Его выпускали в трех видах: бронетранспортер пехоты (перевозил отделение стрелков), транспортер крупнокалиберного пулемета и передвижная пусковая установка неуправляемых реактивных снарядов.

Базовый вариант Sd.Kfz.251/1 перевозил пехотное отделение и был вооружен двумя пулеметами MG-34 или MG-42 (под конец войны), боезапас – 2010 патронов. Бронетранспортер перевозил 10 солдат и двух членов экипажа – механика-водителя и командира. Масса машины – 9000 кг.

Некоторые бронетранспортеры оснащались станковым пулеметом MG-34 (MG-42) размещенным на треноге посреди боевого отделения, при этом передний пулемет снимался.

Третьей разновидностью Sd.Kfz.251/1 была передвижная пусковая установка неуправляемых реактивных снарядов. Контейнеры с ракетами устанавливались по обоим бортам машины (по три с каждого борта). Угол возвышения (+5°…+40°) задавался при помощи специального механизма, а горизонтальная наводка осуществлялась путем разворота всего бронетранспортера. Для более точной горизонтальной наводки на броне силового отделения были установлены два штыря длиной 400 мм. Фугасные ракеты калибра 280-мм находились в металлических, а зажигающие ракеты калибра 320-мм в деревянных транспортных контейнерах, которые одновременно служили и направляющими. Залп установки длился в течение 10 секунд. Фугасный реактивный снаряд Wgr 42 калибра 280-мм имел боевой заряд массой около 40 кг, а зажигательный снаряд калибра 320-мм содержал около 50 литров горючей смеси. Дальность стрельбы фугасными снарядами (Sprenggranate) составляла 1900 метров, а зажигательными (Flammgranate) – 2200 метров. Чаще всего боезапас состоял из пяти фугасных ракет калибра 280-мм и одной зажигательной калибра 320-мм или по три снаряда каждого типа. Дополнительное вооружение – 1-2 пулемета 7,92-мм MG-34 (MG-42), боезапас 2010 патронов. Масса машины – 9140 кг. Экипаж – 7 человек.

В конце войны немцы стали применять бронетранспортеры Sd.Kfz.251/1 “Falke”, на которых устанавливался инфракрасный прожектор, служащий для “подсветки” целей танкам Pz.Kpfw.V “Panther” Ausf.G, оборудованных пассивными приборами ночного видения. Экипаж – 12 человек.

Sd.Kfz.251/2 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit Granatwerfer – самоходный миномет. Вооружение: 80-мм миномет sGrWr 34 внутри кузова (боекомплект 66 мин), один 7,92-мм пулемет МG-34 или MG-42 (боекомплект 2010 патронов). Масса машины – 8640 кг. Экипаж – 8 человек.

Sd.Kfz.251/3 – mittlerer Funkpanzerwagen – машина связи. В зависимости от назначения оснащалась радиостанциями FuG 4, FuG 5, FuG 7, FuG 8, FuG 11 и FuG 12 в различных комбинациях. Применялись мачтовые, штыревые и рамочные антенны. Вооружение Sd.Kfz.251/3 состояло из одного-двух 7,92-мм пулеметов MG-34 или MG-42. Масса машины – 8500 кг. Экипаж – 7 человек.

Sd.Kfz.251/4 – mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Munition und Zubehor des lelG 18 – артиллерийский тягач для буксировки легких пехотных орудий le.I.G.18 калибра 75-мм, 105-мм легких полевых гаубиц le.F.H.18/1 и противотанковых пушек калибра 37-мм и 75-мм. Вооружение: один 7,92-мм пулемет MG-34. Масса машины – 8750 кг. Экипаж – 7 человек.

Sd.Kfz.251/5 – mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Pionier – машина для перевозки саперов и саперного снаряжения. Часть машин имела радиостанции FuG 8 и FuG 4. Вооружение: один 7,92-мм пулемет MG-34 (боекомплект 4800 патронов). Масса машины – 8870 кг. Экипаж – 9 человек.

Sd.Kfz.251/6 – mittlerer Kommandopanzerwagen – передвижной командный пункт для командиров высшего звена (дивизия, корпус, армия). Бронетранспортеры Sd.Kfz.251/6 оснащались радиостанциями FuG 11 и FuG Тr, позже – FuG 19 и FuG 12. На бронетранспортеры этого типа также устанавливал шифровально-дешифровальную машину “Enigma”. Вооружение: один 7,92-мм пулемет MG-34 (боекомплект 1100 патронов). Масса машины – 8500 кг. Экипаж – 8 человек.

Sd.Kfz.251/7 – mittlerer Pionierpanzerwagen – улучшенный вариант Sd.Kfz.251/5. По бортам находились подпорки для двух штурмовых мостиков. Внутри боевого отделения хранились другие саперные инструменты, в том числе устройства, предназначенные для уничтожения укреплений и фортификационных сооружений. Часть машин имела радиостанции FuG 5. Вооружение: один 7,92-мм пулемет MG-34 или MG-42 (боекомплект 4800 патронов), а также противотанковое ружье PzB-39 (боекомплект 40 патронов). Масса машины – 8070 кг. Экипаж – 7-8 человек.

Sd.Kfz.251/8 – mittlerer Krankenpanzerwagen – бронеавтомобиль медицинской помощи. Внутри боевого отделения бронетранспортера были оборудованы места для двух тяжелораненых, лежащих на носилках. Дополнительно в машину могли поместиться еще четверо легкораненых. Другой вариант размещения раненых – восемь сидячих мест. Сверху боевое отделение накрывалось брезентовым тентом. На корме крепились канистры с водой. Никакого вооружения эти машины не несли. Масса машины – 7470 кг. Экипаж – 3 человека.

Sd.Kfz.251/9 – mittlerer Schutzenpanzerwagen fur 7,5 cm KwK 37 – самоходная установка с 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37 L/24. Бронетранспортеры Sd.Kfz.251/9 состояли на вооружении подразделений гренадеров. У Sd.Kfz.251/9 была несколько изменена форма лобовой брони боевого отделения. 75-мм пушка KwK 37 L/24 имела небольшой прямоугольный щиток. У бронетранспортеров поздних выпусков маска пушки была установлена на основании, расположенном на крыше поста управления. Кроме того, на этих машинах устанавливали дополнительные щитки, защищавшие расчет с бортов. Щиток маски пушки монтировался на передней стене боевого отделения. Лафет пушки был установлен на тумбе, крепившейся к полу боевого отделения. Углы горизонтального наведения пушки -10°…+12°. Прицел – SfIZF 1. Боекомплект – 52 выстрела. Дополнительное вооружение: один 7,92-мм пулемет MG-34 или MG-42 (боекомплект 2010 патронов). Масса машины – 8530 кг. Экипаж – 5 человек.

Sd.Kfz.251/10 – mittlerer Schutzenpanzerwagen 3,7 cm Pak – машина командиров взводов в мотопехотных частях. Вооружение: 37-мм противотанковая пушка PaK-35/36 (боекомплект 168 выстрелов) за штатным щитом и пулемет 7,92-мм MG-34 (боекомплект 1100 патронов) или противотанковое ружье PzB-39 калибра 7,92-мм. Масса машины – 8020 кг. Экипаж – 5 человек.

Sd.Kfz.251/11 – mittlerer Femsprechpanzerwagen – бронетранспортер служил для прокладки телефонных линий большой длины. Выпускали два варианта Sd.Kfz.251/11 с прицепами Feldkabeltraeger 10(gp) и Feldkabeltraeger 6(gp). Эта машина была оборудована мачтой для прокладки кабеля и катушкой с телефонным кабелем. Катушка устанавливалась над правым передним крылом бронетранспортера. На бронетранспортеры этого типа также устанавливал шифровально-дешифровальную машину “Enigma”. Вооружение: два 7,92-мм пулемета MG-34 или MG-42 (боекомплект 2100 патронов). Масса машины – 8500 кг. Экипаж – 5 человек.

Sd.Kfz.251/12 – mittlerer Messtrupp und Geraetpanzerwagen – машина артиллерийской разведки и управления огнем. Бронетранспортеры Sd.Kfz.251/12 были оснащены радиостанцией FuG 8 с рамочной антенной. Масса машины – 8670 кг. Экипаж – 6 человек.

Sd.Kfz.251/13 – mittlerer Schallaufnahmepanzerwagen – звукоулавливающая установка, предназначенная для засечки позиций стреляющей артиллерии. Их выпускали в малых количествах до середины 1943 года.

Sd.Kfz.251/14 – mittlerer Schallauswertepanzerwagen – дальнейшее развитие варианта Sd.Kfz.251/13. Бронетранспортер был оборудован звуковоспринимающей аппаратурой, позволявшей засекать расположение артиллерии противника. Масса машины – 8500 кг. Экипаж – 8 человек.

Sd.Kfz.251/15 – mittlerer Lichtauswertepanzerwagen – самоходная прожекторная установка.

Sd.Kfz.251/16 – mittlerer Flammpanzerwagen – эти бронетранспортеры были вооружены двумя огнеметами Flammenwerfer калибра 14-мм и двумя пулеметами MG-34 или MG-42 калибра 7,92-мм (боекомплект 2010 патронов). Огнеметы располагались по обоим бортам, в горизонтальной плоскости они имели сектор обстрела 90°, а возвышения до +40°. Горючая смесь перевозилась в двух емкостях, расположенных в кормовой части боевого отделения, общим объемом 700 литров. Ее запас позволял произвести 80 двухсекундных выстрелов. Емкость с горючей смесью к переносному огнемету крепилась к дверям. Несколько бронетранспортеров Sd.Kfz.251/16 было вооружено огнеметами Flammenwerfer 42 калибра 7-мм.

Sd.Kfz.251/17 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm Flak 38 – самоходная зенитная установка. Вооружение состояло из автоматической зенитной пушки Flak 38 калибра 20-мм (боекомплект 600 выстрелов) за штатным щитом в середине кузова с откидными бортами и двух 7,92-мм пулеметов MG-34 или MG-42 (боекомплект 600 патронов). Масса машины – 8800 кг. Экипаж – 4-6 человек.

Sd.Kfz.251/18 – mittlerer Beobachtungspanzerwagen – машина разведки и связи. Sd.Kfz.251/18 был оборудован радиостанцией FuG 8 и большим столом для штабных карт, расположенным в верхней части боевого отделения. Экипаж – 6 человек.

Sd.Kfz.251/19 – mittlerer Fernsprechbetriebspanzerwagen – передвижной пункт телефонной связи. Машина оснащалась приспособлениями для прокладки телефонного кабеля, коммутатором и системой монтажа воздушных линий. Бронетранспортеры данного типа применяли в зоне непосредственного контакта с противником, где прокладка телефонных линий связистами была сопряжена с большими трудностями.

Sd.Kfz.251/20 – mittlerer Schutzenpanzerwagen - Infrarotscheinwerfer – самоходный инфракрасный прожектор. Внутри кузова установлена поворотная установка прожектора – осветителя ночных прицелов танков Pz.Kpfw.V “Panther” Ausf.G. Диаметр прожектора – 600 мм, эффективная дальность – 1000 (1500) метров. Он мог вращаться на 360° и убираться внутрь боевого отделения. Экипаж – 4 человека.

Sd.Kfz.251/21 – mittlerer Schutzenpanzerwagen Drilling MG-151 – бронетранспортер ПВО, вооруженный строенной зенитной системой Mauser MG-151/15 калибра 15-мм или MG-151/20 калибра 20-мм. Пушки этого типа представляли собой стандартное вооружение самолетов Люфтваффе.

Установка монтировалась на небольшом закрытом основании – Flakdrilling Socklafette, располагавшемся внутри боевого отделения. Выбрасываемые стреляные гильзы собирались в контейнер в центре боевого отделения. Ящики с боезапасом располагались у основания и вращались вместе с пушкой. Контейнер для центральной пушки вмещал 400 снарядов, а для крайних – только 250. Это было вызвано трудностями при перезарядке центральной пушки. Использовали зажигательные, трассирующие и бронебойные боеприпасы. Наводчик занимал место за пушкой и наводил ее на цель при помощи двух манипуляторов, расположенных по обе стороны от замков пушек. Для облегчения наводки применялись оптический и концентрический прицелы. Запасные ленты хранились в кормовой части боевого отделения. Боекомплект – 3000 выстрелов. Дополнительное вооружение: один 7,92-мм пулемет MG-42, установленный на специальном креплении в кормовой части боевого отделения. Экипаж – 6 человек.

Sd.Kfz.251/22 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 7,5 cm PaK-40 – самоходная артиллерийская установка, вооруженная 75-мм противотанковой пушкой PaK-40/1. Лафет пушки располагался внутри боевого отделения сразу за местом механика-водителя. Для установки противооткатных механизмов была вырезана крыша поста управления. Боекомплект – 22 выстрела. 17 выстрелов хранилось в контейнере справа от орудия, а 5 – в небольшом контейнере, расположенном под основанием пушки PaK-40. Угол горизонтальной наводки - 20° влево и 18° вправо, угол возвышения -3°…+48°. Место командира расчета находилось в задней части боевого отделения справа, наводчик сидел на откидном деревянном стуле слева от орудия. Рядом с ним располагались двое заряжающих. Экипаж – 4 человека.

Sd.Kfz.251/23 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm KwK 38 – бронетранспортер с 20-мм автоматической пушкой KwK 38, установленной в стандартной башенке Hanglafette. Эту же башенку применяли на бронеавтомобилях Sd.Kfz.222, Sd.Kfz.243/1, а также на танке Aufklarungspanzer 38(t). Угол возвышения от -10° до +85°. Боекомплект – 100 выстрелов. К 7,92-мм пулемету MG-34 боекомплект составлял 2010 патронов. Машина была оборудована радиостанцией FuG 12. Экипаж – 4 человека.

Видеоматериалы.
1. Атака полугусеничных бронетранспортеров Sd.Kfz.251 (Размер - 4,12 Мб).
2. Бронетранспортер Sd.Kfz.251 переправляется через реку (Размер - 2,19 Мб).
3. Sd.Kfz.251 конвоирует пленных солдат Красной Армии (Размер - 3,15 Мб).


 
Форум » Вторая мировая война » Бронетехника Германии » Бронетранспортёр Sd.Kfz.251.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: