Введение Как давно Вы купили (собрали) свой первый компьютер? Почему именно на компьютер пал Ваш выбор для его использования как геймерской станции? В последнее время развитие компьютерных технологий всё быстрее движется вперёд. Осваиваются новые тех. процессы, внедряются новые технологии, и всё это врывается в наш быт, в первую очередь в виде комплектующих компьютера. А попутно развиваются всякого рода программы, большею частью которых являются игры. И получается, что идет некая эстафета – только производители видеокарт, казалось бы, выпускают продукт, который способен показывать достойную производительность в игровых приложениях, как тут же игроделы создают более реалистичную игру, которая ставит используемое железо на колени. Хорошо хоть, что в данный момент играм хватает мощностей центральных процессоров и пропускной способности шин материнских плат. По большому счёту не хватает сил лишь видеокартам. Но, не всегда, точнее не во всех режимах. Все Вы знаете, что нагрузка на видеокарту зависит от выбора разрешения, включения или выключения таких опций как Anti Aliasing (AA) и Anisotropic Filtering (AF), ну и, конечно же, выбора качественных настроек самой игры. Ведь всем хотелось бы играть с самыми максимальными настройками? Мне так хотелось всегда. Сегодня я предлагаю Вашему вниманию данное сравнение в довольно тяжёлом Full HD режиме (1920х1080) с включением всех возможных «улучшайзеров» в настройках игр и драйверов. Итак, давайте посмотрим на сегодняшних участников битвы.
Обзор MSI R4850 T2D512
Первым делом коробка:
Грозный орк, изображённый на коробке, наверное, должен придавать уверенности геймерам, решившим приобрести карту. Ведь уже не секрет, что 4800 серия карт ATI может похвастать хорошей производительностью. С лицевой стороны информации о продукте не очень много, из уникальных особенностей MSI выделила лишь возможность Live Update. На обратной нет ничего нового и интересного. Сверху коробка имеет ручку для переноски.
Посмотрим, что внутри:
Как видно, на карте не референсная система охлаждения. Она называется Quad Pipe. По сути, это Radeon HD 4850 альтернативного дизайна с двухэтажным кулером, оснащённым четырьмя тепловыми трубками и крупным вентилятором в центре. Тепловые трубки имеют диаметр 6 мм, на них нанизаны 33 алюминиевых ребра. Микросхемы памяти и силовые элементы видеокарты оснащены собственными радиаторами, их обдувом занимается всё тот же центральный вентилятор. MSI заявляет, что СО карты значительно лучше справляется с её охлаждением, позволяя снизить температуру графического ядра до 39 градусов Цельсия в состоянии покоя и до 57 градусов Цельсия под нагрузкой. По сравнению с Radeon HD 4850 эталонного дизайна это существенное улучшение. Видеокарта MSI R4850-T2D512 (V151) оснащается 512 Мб памяти типа GDDR-3, работает на частотах 625/1986 МГц и оснащается 256-битной шиной. Производитель заявляет об улучшенном разгонном потенциале, что мы, конечно же, и проверим.
Переходим к комплектации:
Мы видим неплохой набор для любителей: S-Video, 2 переходника DVI-HDMI/DVI-VGA, диск с драйверами и… и больше мы ничего не видим. Чего-то не хватает… Ну да, в коробках обеих карт нет мостика CrossFire! Поэтому, если кто-то из прочитавших этот обзор, решит покупать карты для построения CrossFire, сразу думайте о возможностях раздобыть мостик где-то на стороне.
С комплектацией разобрались, посмотрим, что получится у карт с разгоном. А с разгоном возникли проблемы. Обе карты по одиночке не желали работать на частотах ядра выше, чем 680MHz. И как же заявление о лучшем разгонном потенциале? Было потрачено много времени на попытки заставить их работать хоть чуточку выше. Выяснилось, что явная нестабильность наблюдается только в популярном бенчмарке Vantage. Остальные тесты и игры карты более-менее проходили на частотах 700/2260, изредка вылетая. Не помогал даже обдув двумя вентиляторами 120мм со скоростью вращения 1600 оборотов в минуту. Была предпринята попытка смены термофейсинга. Детальный осмотр карты перед демонтажём СО не выявил никаких внешних недостатков и недоработок. Сняв СО я понял, что замена термопасты ничего не даст. Смотрите сами:
Разбирается совсем не сложно, буквально за 1 минуту. Термопаста была заменена на КПТ8 для сравнения её эффективности с термофейсингом, применённым MSI. Смотрите, что получилось, слева карта под КПТ8, справа без смены термофейсинга.
Как видно, эффективность КПТ8 оказалась ниже. Прогрев карт производился в 3Dmark 06 трёхкратным прохождением теста firefly forest с использованием 8AA/16AF. Карты я решил обдувать, как и прежде, - двумя стодвадцатками, поэтому тратить время на долгие прогоны теста посчитал ненужным. Как видно по графикам, температура стабилизировалась довольно быстро.
Но что же с разгоном? И тут совсем неожиданно я додумался увеличить напряжение, подаваемое на северный мост материнской платы Rampage Formula. При значении напряжения 1.59 вольт обе карты прошли тесты в Vantage, но это отдельная история, про неё чуть дальше. Я попробовал увеличить частоту ядра выше 700MHz, в итоге можно было играть в большинство игр на частотах 715/2260, но при работе в CrossFire карты вели себя стабильно лишь на частотах 700/2250. Разгон осуществлялся через ССС (Catalyst Control Center). Ниже предлагаю взглянуть на температурный режим карт в конфигурации CrossFire при том же тройном прогоне firefly forest. Слева обе карты без разгона и работа их кулера проходит в автоматическом режиме, справа с разгоном и кулер работает на 100% оборотов:
Видно, что СО справляется, как надо. Кстати, мониторинг осуществлялся с помощью небезызвестной утилиты Riva Tuner версии 2.2, которая теперь позволяет мониторить в одном окне даже CrossFire X, а это 4 чипа! Также видно, что разогнанные карты при 100% вращения вентилятора греются не больше не разогнанных, вентилятор которых работал в автоматическом режиме. Хотя, температуры немного выше заявленных, хорошо видно, что альтернативная СО значительно лучше референсной. Уровень шума при автоматической работе довольно низок, что несомненно является ещё одним большим плюсом, ради которого можно пожертвовать закрытым СО слотом. Если заставить обе карты дуть на полную, то шум становится неприятным, но терпеть его можно, особенно если есть наушники или хорошая акустика. Жаль вот нет шумометра.
Чуть не забыл про разгон CrossFire. Он так же осуществлялся из ССС драйвера и не вызвал никаких серьёзных проблем. После соединения карт мостиком появилась соответствующая закладка, через которую в дальнейшем можно было активировать и деактивировать CrossFire при помощи установки или снятия галочки.
Обзор nVidia GeForce Point of View 280GTX
Переходим ко второй участнице битвы.
Компания Point of View видать уж очень любит зелёных гоблинов… Потому как это не единственная карта, продаваемая под их маркой с таким изображением. Здесь же на сайте уже был обзор 9800GTX, в котором можно увидеть такую же наклейку. Прямо, какая-то битва гоблинов :). Никаких нововведений компания Point of View нам не предлагает, поэтому на лицевой стороне только набор стандартных характеристик 280GTX. Так же есть ручка для переноски. Что примечательно, коробка этой карты меньше, чем коробка от 4850 MSI.
Карта - полный референс. Ничего особенного тут написать уже не получится.
Тут тоже не блеск. Для S-video ничего, зато переходников на питание хватает. Те же DVI-HDMI/DVI-VGA и шнурок для звука.
Посмотрим, что у карты в плане разгона. Также была выявлена зависимость стабильности результатов от прогона бенчмарка Vantage, который и явился определяющим звеном для стабильности. Карта разогналась до 716MHz по ядру, до 1541MHz по частоте шейдерного домена и до 2600MHz по частоте памяти. Довольно обычный разгон. По памяти можно было бы и ещё подтянуть, но иногда проскакивали артефакты, поэтому её частота была понижена до указанного предела. Карта также обдувалась двумя 120 мм вентиляторами. Ниже температурные показания. Опять же, долго не гонял, так как при таком обдуве температура быстро стабилизировалась. Прогон того же «лесного» теста из 3Dmark 06 в цикле 3 раза. Слева карта на дефолтных частотах и автоматическом управлении турбиной, справа в разгоне и с турбиной на 100%.
Видно, что частоты в программе GPU-Z расходятся с показаниями Riva Tuner. Также сразу заметно, что эта карта при турбине на 100% оборотов остывает в разгоне лучше, чем на дефолтных частотах и автоматической работе турбины. Но, шум при этом стоит более сильный, чем от двух карт MSI!
Тестовый стенд
Материнская плата: ASUS Rampage Formula (BIOS 0601)
Процессор: Е8600
Охлаждение: Проточная вода
Оперативная память: Corsair TWIN2X4096-8500C5D
Видеокарты:
nVidia GeForce Point of View 280GTX
MSI R4850 T2D512 – 2 шт.
Дисковая подсистема: Seagate ST3320620AS 2x320Gb 16Mb SATA2 RAID0
Звук: Creative SB Xi-Fi XtremeGamer
Корпус: Thermaltake KandalF VA9000B Series
Блок питания: Thermaltake W0133RE ToughPower 1200W
Монитор: Телевизор Samsung LE37M87BD Full HD 37duim 1080p
Тестовому стенду хочу уделить отдельное внимание. Открою небольшой секрет – изначально в статье попутно планировалось сравнить работу CrossFire на плате с чипсетом Р45 и на плате с чипсетом Х48. Хватит ли двум 4850 пропускной способности PCI-E 8х8, и какая разница будет при этом с 16х16. Но, неожиданно, 2 платы на Р45, такие как ASUS Maximus II Formula и Gigabyte GA-EP45-EXTREME, отказались работать с двумя видеокартами на той же частоте шины, что и ASUS Rampage Formula. Тесты были проведены вот на таких настройках:
Как я писал выше, Rampage Formula справилась с тестами при повышении напряжения на NB до 1.59 вольт. Такой разгон был сделан для улучшения пропускной способности памяти. Разгон процессора Е8600 до частоты 4200MHz является вполне легко достижимым. Планировалось пройти на такой же частоте шины тесты на плате с чипсетом Р45, но плата отказалась стабильно работать в играх. Тесты стабильности на процессор и оперативную память она проходила, но в графических тестах были постоянные зависания и вылеты. После длительных попыток со сменой материнских плат только GA-EP45-EXTREME, имея водное охлаждение NB, смогла дать возможность завершить тестирование на указанных частотах шины и графических ядер HD 4850. Отсюда я пришёл к выводу, что частично разгон CrossFire может ограничиваться чипсетом материнской платы. Даже одиночная карта может меньше гнаться по той же причине! Так как время для выхода этой статьи уже давно настало, то было решено отложить тесты пропускной способности до следующей статьи, которая будет дополнением этой.
Ниже предлагаю 2 фотографии собранного стенда:
Добавлено (24.03.2009, 00:18)
---------------------------------------------
Методика тестирования
Чтобы не изобретать велосипед и минимизировать погрешности тестов, было решено использовать все синтетические бенчмарки 3Dmark и игры с возможностью бенчмарков. Пусть это будут не самые свежие игры, но все их знают, и примериться к производительности будет очень легко. Я специально сделал скриншоты всех настроек, в том числе и драйверов видеокарт, дабы вдруг кто-то не поймёт их простого описания и начнёт задавать непонятные вопросы, потому как графики получились интересные. Поэтому каждый график будет сопровождаться скриншотом и небольшим описанием метода настроек и проблем с ними, которые иногда возникали.
Версии используемых драйверов и ПО:
* Windows Vista Ultimate x64 Rus SP1 без обновлений
* Драйвер материнской платы - Intel 8.3.0.1013
* Nvidia PhysX Driver от 13.10.2008 (ускорение физики включено)
* Версия DirectX за ноябрь 2008
* Nvidia GeForce Driver 180.43
* AMD Catalyst 8.11 Official
Настройки драйвера ATI:
AA/AF было отдано приложениям. В том случае, если приложение не умело само изменять какой-то из этих параметров, я их изменял в ручном режиме. V-sync была выставлена принудительно в off, чтобы FPS ни в коем случае не ограничивался. Также использовалась тройная буферизация.
Настройки драйвера NV:
Видно, что здесь тоже все «улучшайзеры» включены на максимум. Какая компания как их реализовала в этом тесте, меня не волнует, мне интересны все возможные галочки, которые только можно поставить! У карт nVidia сглаживание использовалось только в стандартных режимах MSAA х4 или х8, потому как в режимах CSAA карты ATI работать не умеют.
В итоге получится, что все игры и бенчмарки будут протестированы в максимально возможном качестве, в разрешении только 1920х1080, изменяться будет лишь форсирование AA/AF. Я применил весьма нестандартный подход к построению графиков, но думаю, разобраться со всем можно будет без труда. В верхней части графиков будут приведены результаты не разогнанных видеокарт 2х4850 и 280GTX. В нижней - разогнанных, плюс туда добавится одиночная 4850 на частоте 700/2260MHz. Графики будут построены в очерёдном порядке возрастания производительности. Так будет идти в начале одна 4850, потом одна 280, в конце 2х4850. Давайте смотреть, что из этого получится.
Тестирование
3Dmark 03 ver 360
Настройки АА/AF осуществлялись из меню самого бенчмарка. Можно подумать, что не актуально измерять производительность такими старыми синтетическими тестами… Но я могу сказать, что 03 3Dmark весьма тяжёл в больших разрешениях и очень уж требователен к использованию АА, посмотрите, просадка более чем в 2 раза. Он не сильно процессорозависим, поэтому результат в основном зависит от мощности видеокарт.
3Dmark 05 ver 130
А вот и первый сюрприз. Посмотрите, разогнанная одиночная 4850 в режиме 8AA/16AF обходит не разогнанную 280GTX и практически догоняет разогнанную в этом режиме!!! 05 3Dmark очень сильно процессорозависим, поэтому видно, что в таком высоком разрешении результаты после разгона видеокарт без АА/AF не сильно увеличились. Зато когда AA и AF заставили карты попотеть, то разница от разгона стала более явной. Именно здесь видно, что карты ATI серии 4800 в режимах с АА проседают заметно меньше карт nVidia серии 200. Уже можно взять на заметку, что если игра процессорозависима, то в самом тяжёлом режиме и высоком разрешении эта зависимость будет нивелироваться нагрузкой на видеоадаптер.
3Dmark 06 ver 110
06 тоже процессорозависим. Тут так же хочется обратить внимание на отставание карт NV в режимах с AA. По-прежнему 2х4850 не оставляют никаких шансов 280GTX.
3Dmark Vantage ver101
Это первый тест, который был проведён не в Full HD по причине слишком уж большой нагрузки на видеоподсистему и отсутствия самого разрешения 1080р. Настройки были сделаны следующим образом:
Тесты процессора и Feature были выключены. Считалось только GPU score.
А вот и ещё один сюрприз. Посмотрите, карта NV в этом тесте в тяжёлых режимах сравнялась с CrossFire из 4850, даже обходит, правда, на миллиметр. У ATI остались шансы только в режиме без AA/AF. Что ж, весьма неожиданный поворот.
На этом тесты в синтетике закончены, дальше Вас ждут игровые бенчмарки.
X³: Terran Conflict
Настройки бенчмарка:
Он разделён на 4 эпизода, поэтому графиков будет 4.
И сразу же видно, что первый тест полностью упёрся в процессор. Все видеокарты, как в лёгком, так и в тяжёлом режиме идут на одинаковом уровне погрешности. Но не стоит сразу недооценивать этот бенчмарк, давайте посмотрим, что будет дальше.
Вот уже результаты начали разниться. Странно, но на карте NV минимальный fps постоянно меньше на 1, чем у любой конфигурации ATI. Зато максимальный тоже принадлежит 280GTX.
Вот… Снова одиночная разогнанная 4850 по полной обогнала 280GTX. Очевидно, что здесь восьмистам потоковым процессорам созданы условия для раздолья. Я впервые вижу такие результаты. Даже у разогнанной GTX не осталось шансов при включении AA/AF.
И снова даже одна 4850 оказывается быстрее в самом тяжёлом режиме, чем 280GTX. По связке CrossFire можно понять, что результат без АА/AF полностью упирается в возможности центрального процессора, потому как результат просто зеркальный. Кстати, при прохождении этого теста, в момент загрузки локации выдаётся предупреждающая надпись о высокополигональной сцене, являющейся стресстестом для видеокарт. На этом бенчмарк заканчивается. Интересные нюансы, но посмотрим, что же будет дальше, в других играх.
Unigine Tropics Demo 1.1
Знакомая уже некоторым демка, где камера летает вокруг небольшого островка. Демо само умеет считать средний fps и некие баллы. Минимальный и максимальный fps определялся с помощью утилиты Fraps ver. 2.9.6. Ниже настройки бенчмарка:
Посмотрим на результаты
И снова CrossFire впереди, только он обеспечивает минимально комфортный fps, а одиночная разогнанная 4850 близко подбирается к не разогнанной GTX. В демо были обнаружены неприятные визуальные эффекты в виде сетки на соломенных крышах построек и на листьях пальм. Без использования AF картинка выглядела отвратительно.
Добавлено (24.03.2009, 11:12)
---------------------------------------------
GeForce 9800 GT с памятью типа GDDR-2 и 128-битной шиной
Необычный вариант GeForce 9800 GT предложила китайская компания Colorful. Видеокарта не только сменила скоростную память типа GDDR-3 на более медленную GDDR-2, но и получила в два раза более кзкую шину памяти - 128 бит вместо стандартных 256 бит.
GeForce 9800 GT эталонного дизайна работала на частотах 600/1500/1800 МГц и имела 112 потоковых процессоров. О характеристиках новинки от Colorful известно лишь следующее: видеокарта имеет 128-битную шину и может оснащаться 512 Мб или 1 Гб памяти типа GDDR-2. Видеочип G92, по словам производителя, выпускается по 65 нм технологии.
Фирменная система охлаждения позволяет удержать температуру видеочипа на этапе начальной загрузки на уровне 37 градусов Цельсия. Помимо интерфейсов DVI и D-Sub, эта видеокарта поддерживает HDMI. Обычно память типа GDDR-2 работает на частотах 900-1000 МГц DDR, а урезание шины памяти до 128 бит дополнительно снижает производительность видеокарты. По этой причине потенциальным покупателям этого изделия Colorful следует отдавать себе отчёт в происхождении низкой цены данной видеокарты.
Добавлено (24.03.2009, 11:15)
---------------------------------------------
9 апреля состоится релиз видеокарты NVIDIA GeForce GTX 275, новинка будет конкурировать напрямую с ATI Radeon HD 4890, которая появится примерно в то же время. Новая модель оснащена полнофункциональным графическим чипом GT200b с 240 шейдерными процессорами, 80 текстурными блоками. Шина данных равняется 448 бит. Видеокарта будет работать на частоте 633/1404/2328 МГц для ядра, блока шейдерных процессоров и 896 Мб памяти GDDR3. По плану, новинка заменит GeForce GTX 260 core 216, уложится в ценовой диапазон $230-280 (для рынка США). Надо сказать, обновление действительно нужно NVIDIA – старые модели успели приесться, доля рынка падает из месяца в месяц.
Добавлено (24.03.2009, 11:19)
---------------------------------------------
AMD продемонстрирует обработку физики
На предстоящей выставке Game Developers Conference 2009 будет раскрыта стратегия AMD по продвижению обработки физики графическими процессорами ATI Radeon. Надо сказать, грамотная позиция по поводу физических спецэффектов действительно необходима – конкурент трубит и анонсирует кросс-платформенный PhysX везде, где только можно. Информация была получена коллегами с сайта X-bit Labs из блока легендарного программиста Терри Мэйкдона (Terry Makedon), главного менеджера по разработке драйверов Catalyst. Хочется надеяться, что и обещанная демоверсия не разочарует публику.
Добавлено (24.03.2009, 11:22)
---------------------------------------------
Radeon HD 4750 засветился в продаже
В одном из немецких интернет-магазинов появилась видеокарта ATI Radeon HD 4750, желающие уже могут сделать предзаказ по цене €130. Новая модель на основе 40-нанометрового чипа должна появиться только во втором квартале сего года – надо полагать, в головах менеджеров магазина Schottenlandпроизошел системный сбой. Если это так, AMD не заставит себя долго ждать. На момент написания новости видеокарта все еще находилась на сайте (здесь) со всеми техническими характеристиками. Если верить этим данным, новинка будет работать на частоте 650/3200 МГц для ядра и 512 Мб памяти GDDR5. 128-битная шина данных ограничит производительность, но быстрая память все же позволит видеокарте удивить публику.
Добавлено (24.03.2009, 11:31)
---------------------------------------------
ASRock демонстрирует тройной CrossFire на чипсете NVIDIA
Мы не раз могли убедиться, что ограничения на поддержку технологий одного производителя оборудованием другого производителя носят чисто условный характер и при желании могут быть обойдены. Ярким примером является прецедент с активацией поддержки SLI на материнской плате на базе чипсета Intel X58, не имеющей сертификата на работу с этой технологией.
Следует напомнить, что компания AMD изначально лояльно относилась к идее активации поддержки CrossFire силами чипсетов сторонних производителей. Именно поэтому работать с данной технологией могут чипсеты Intel. В принципе, AMD не возражала и против использования технологии CrossFire чипсетами NVIDIA. По некоторым данным, союзу CrossFire и чипсетов nForce противится сама NVIDIA.
Однако, компания ASRock недавно продемонстрировала работу технологии CrossFire X на материнской плате ASRock K10N780SLIX3-WiFi, которая основана на чипсете NVIDIA nForce 780a SLI. В эксперименте участвовала связка из трёх видеокарт Radeon HD 4850, которая в тесте 3DMark Vantage продемонстрировала прирост производительности в 81,33%.
Естественно, эта же плата может поддерживать технологию 3-Way SLI, поэтому пользователь может переходить от одной конфигурации графической подсистемы к другой без замены процессора и оперативной памяти.
Добавлено (24.03.2009, 11:46)
---------------------------------------------
Уточнённые характеристики GeForce GTX 275 (обновлено)
Каждый день в мировую сеть просачивается новая информация о GeForce GTX 275, которая должна будет стать прямым конкурентом для Radeon HD 4890. Нам уже известно, что стоимость новинки составит $249, а ядро она получит от GeForce GTX 295. Такой выбор вполне оправдан, так как чипы с 240 потоковыми процессорами и 448-битной шиной памяти уже производятся серийно, а компания должна предложить пользователям что-то поинтереснее, чем просто разогнанную GeForce GTX 260 Core 216.
До сегодняшнего дня оставались неизвестными тактовые частоты новинки, что и было основной интригой всего действа. Было очевидно, что они будут больше, чем у GeForce GTX 260 Core 216 и меньше, чем у GeForce GTX 285. Известный сайт Fudzilla внёс ясность в этот вопрос. Тактовая частота ядра составит 633 МГц, шейдерного домена – 1404 МГц, а памяти – 1164 МГц (2328 МГц DDR). Это всего на -2%/-5%/-7% меньше, чем у GeForce GTX 285, следовательно отставание новинки от текущего одночипового флагмана NVIDIA вряд ли превысит 5-7%. Зато превосходство в частотах над GeForce GTX 280 на +5%/+8%/+5% для ядра, шейдерного домена и памяти соответственно, скорее всего позволит GeForce GTX 275 обойти по производительности бывшего одночипового короля. Начало продаж новинки намечено на вторую неделю апреля.